Выступление Константина Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей 24 октября 2016 года продолжает будоражить не только узкие театральные объединения, но и во многом российское общество, потому что Райкин затронул тему, действительно, очень насущную.
В тот день, выступая перед собравшимися, известный актёр и режиссёр, вдруг перевел обсуждение вопросов профессионального характера в культурно-политическую плоскость. Весьма эмоционально, как и подобает актёру, он раскритиковал деятельность органов государственной власти, обвинив их в насаждении «гопнической цензуры», в закрытии выставок и спектаклей на основании «беззаконных, наглых и агрессивных наездов» проплаченных групп «якобы возмущенных и обиженных людей», манипулирующих понятиями «Родина», «патриотизм», «высокая нравственность».
После чего Райкин заявил, что театральное сообщество должно вспомнить о цеховой солидарности, объединиться перед лицом грозящего возврата к сталинским временам и перестать делать вид, что власть - это единственный носитель нравственности и морали в государстве. По его мнению, власть не вправе решать, какие ценности нужны народу, она «вообще не должна вмешиваться»...
Вполне возможно, пламенная речь художественного руководителя театра «Сатирикон» так и осталась бы сценическим выступлением перед собратьями. Но в век открытого информационного пространства видеозапись его выступления была выложена в сети Интернет, фразы и цитаты разлетелись по средствам массовой информации и медиа-площадкам. И тут-то началось… То, чего Райкин, возможно и не рассчитывал услышать в ответ… Многие представители другой, большей части российского общества, «якобы возмущенных и обиженных людей», действительно посчитали оскорбительными высказывания театрального деятеля, призванного нести культуру в массы, и высказали в ответ свою правду. На что, заметьте, имеют полное право.
Так, ряд экспертов и публицистов обратили внимание на отсутствие интереса современных театральных деятелей к социальным проблемам, который был характерен для советского театрального искусства. По их мнению, основным потребителем многих театральных постановок, по сути, авангардных, сегодня выступает «элитарная» прослойка общества, в том числе, склонная, к разного рода отклонениям. В итоге немалое число людей, понимающих в театре не меньше, чем Константин Райкин, сталкиваясь с «современными прочтениями» модных авторов и режиссеров, с сожалением вспоминают упраздненные советские худсоветы.
Реакцией на прозвучавшие в выступлении Райкина обвинения в адрес людей, высказывающих собственное мнение по поводу современного театра, общественных активистов, протестующих против лжекультуры, стали пикеты, организованные в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске с требованием прекратить навязывание пошлости в искусстве. В Интернете идёт сбор подписей под петицией с требованием привлечь художественного руководителя «Сатирикона» к ответственности за пропаганду гомосексуализма в связи со спектаклем «Все оттенки голубого», который вызвал акции общественного протеста и был сорван в Санкт-Петербурге. Кстати, у отца Константина Райкина, известного советского сатирика Аркадия Райкина тоже были свои трения с обществом, знаменитое дело о бриллиантах
http://sv-scena.ru/Buki/Skandaly-sovyetskoyi-epokhi.149.htmlВ отдельных материалах высказывается мнение, что в будущем количество «дебоширов» и протестующих граждан на выставках и спектаклях скандального характера будет неуклонно расти, поскольку люди тоже имеют право показывать своё отношение к демонстрируемому со сцены или на экране. И с этим не поспоришь… Хотя телеведущий Владимир Познер, полностью разделяя позицию главного режиссера «Сатирикона», предложил «не обращать внимания на окрики и оговоры тех, кто почему-то считает себя голосом народа». Тут можно спросить: а как сам Познер собирается разделять - где народ, а где не народ?
В России государство не формулирует четко свою позицию в культурной сфере: каким оно видит искусство современной России, на чье творчество ориентируется, что рекомендует брать в качестве примера для подражания. Творческие люди и коллективы могут представлять своё видение мира. Граждане сами могут выбирать. И могут либо встречать благодарными овациями, либо пикетами протеста. Каждый имеет право… Более демократичной формы в мире пока ничего не придумали. И когда творцы нематериального начинают говорить: оградите нас от публики, она, мол, не понимает наш культурный слог - это говорит только об одном: «А был ли мальчик?». Если Остап Бендер с Кисой Воробьяниновым, затесавшиеся на пароход в качестве художников, по крайней мере, не бросались доказывать, что нарисованное ими - это художество. То сегодня это принято делать.
Опубликованное сетевыми изданиями мнение лидера известного мотоклуба «Ночные волки» Александра Залдостанова («Хирурга») добавило эмоций в дискуссию. Он полагает, что под видом свободы «...эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты». Позицию Залдостанова поддержал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который подчеркнул единство десятков миллионов россиян: православных христиан и мусульман в вопросах защиты нравственной чистоты.
И даже попытка пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова защитить Константина Райкина и побудить лидера «ночных волков» извиниться перед художественным руководителем театра «Сатирикон» за резкие высказывания в его адрес,
успеха не имела. Более того, досталось и самому Пескову. Информационное агентство Ura.ru распространило точку зрения представителя уральской ячейки мотоклуба «Ночные волки» Михаила Кайгородова, который заявил, что, прежде чем «поучать» одного из лидеров патриотического движения России, Пескову следовало бы «выполнить прямое поручение президента и вернуть всех членов семьи на Родину, позаботиться о смене американского гражданства своих близких родственников». После этого, по мнению Кайгородова, с пресс-секретарем Президента РФ можно дискутировать по проблемам будущего России и её культурных ценностей.
Одновременно в сети Интернет появились материалы о наличии финансовой подоплеки в выступлении Райкина, особенно после сообщений о телефонном разговоре с ним министра культуры РФ Владимира Мединского и его извинений перед художественным руководителем «Сатирикона» и обещаниях дальнейшего роста бюджетного финансирования театра, которым руководит Райкин. Кстати, в 2016 году государство уже увеличило смету «Сатирикона» на 44 млн. рублей, которая составила в целом 235 млн. против 191 млн. по первоначальному варианту. Стали всплывать и точки зрения, которые не исключали возможности нецелевого использования средств госфинансирования на обеспечение деятельности коммерческих предприятий, входящих в фирму «Райкин- Плаза» (здесь и четырехзвездочная гостиница, и ресторан, и торгово-офисный центр, и высшая школа сценического искусства).
Думается, что теперь Константин Райкин и сам не рад, что затеял на сцене театрального съезда эту дискуссию. Но остановить её уже сложно. Общество не просто вновь разделилось. Общество пытается показать части культмассовых деятелей, что те и театральные объединения, живущие на налоги этого самого общества, должны понимать, что граждане хотят видеть на сцене и вообще от культуры. И ни о какой цензуре речь не идёт. Известный российский режиссер Никита Михалков заявил, что не вполне понимает, в чем именно ущемили Константина Райкина, поскольку никакой цензуре деятельность коллектива его театра не подвергалась и не подвергается сейчас.
Просто многие неравнодушные граждане России выражают категорический протест против попыток «зазнавшегося меньшинства» навязать обществу свои взгляды... И этим самым показывают, что в общественном сознании может формироваться запрос на новые ценностные ориентиры в области культуры и с этим деятели культуры должны считаться. А если они сигналы общества игнорируют, демонстрируя, что плевать хотели на тех, кто возмущён, кто не согласен, кто против - так это уже и не демократия, и не искусство. Нетерпимость к точкам зрения других, может, пока фашизмом и не назовёшь, но элитизмом, пожалуй. Но тогда представители этого движения, все сторонники и защитники точки зрения Константина Райкина должны понимать и быть готовыми к тому, что граждане в России будут продолжать в разных формах протестовать против навязываемого им искусства. Имеют на это право.