Недавно в комментариях к одной статье про принятие мамой эмоций ребенка, разгорелся спор о том, надо ли принимать любые эмоции, стоит ли потакать этим проявлениям и тд. И, как часто бывает, возникла мысль о том, что "Раньше воспитывали по 8 детей, не разводили сопли и все нормальными росли".
Мне хотелось бы поразмышлять на эту тему. Причем я сознательно обхожу вопрос о том, насколько "нормальными" все росли, вопросы о том, что много было "раньше" перегибов и тд. Возьму аспект именно выражения эмоций и потенциальной возможности это делать "тогда" и "сейчас".
Да, детей было много, и много было другой работы, действительно некогда было по полчаса "сидеть на бордюре и выслушивать жалобы", но! Весь жизненный уклад семьи был совершенно другим! Если рассмотреть жизнь семьи с позиции выражения и принятия чувств ребенка (да и родителя тоже, кстати), то можно выявить такие отличия от современной семьи.
Семьи "раньше" (то есть, до начала ХХ века) были расширенными, многопоколенными - и это уже огромная возможность для того, чтобы найти, где "выплакать слезы", у кого найти утешения. А еще были дальние родственники, соседи, слуги и работники (у тех, кто побогаче), разновозрастные детские компании - эти социальные контакты тоже работают на выражение эмоций с той или иной форме. К тому же и родители, и другие взрослые были в основном доступны для ребенка почти в любое время. Да, им некогда было подолгу утешать ребенка, принимать его чувства и ждать, когда он выплачется, но ребенок всегда мог подбежать, обнять, забраться на колени, получить мимолетную ласку, доброе слово, пряник и тд. Опять же, если мама занята, есть под рукой бабушка, отец, старшие братья и сестры, няня, соседка сердобольная - протенциальная возможность большая, понимаете?
В какой семье растет сейчас городской ребенок? Даже если мама не работает и сидит с детьми - она тоже не робот, чтобы быть 24 часа в сутки доступной для того, чтобы сочувствовать и принимать. А какие еще есть варианты? Папа, который работает 10 часов в сутки вне дома? Бабушки-дедушки, от которых молодая семья стремится съехать, а если и живут вместе, то зачастую имеют очень разные взгляды на воспитание. Опять же, не у всех семей "полный комплект" бабушек-дедушек, а еще и пра-родственников под боком. С соседями сейчас тоже мало кто дружит, во двор побегать детей не выпустишь...
Дальше. У ребенка "раньше" было гораздо больше вариантов выплеснуть переполняющие чувства не через слезы, а через тело, то есть: побегать, попрыгать, попеть, поплясать; а еще через свободную игру, свободное творчество, через общение с природой. И главное тут, на мой взгляд, слово "свободное". Взрослым опять же некогда было заниматься с детьми творчеством, играть, организовывать развивающую среду. Такой средой был мир вокруг: физический мир и мир отношений. Ребенок мог просто выбежать из дома и умчаться в лес, сбрасывая негатив беге, мог проиграть в ролевую игру, выстругать свистульку, да в конце концов подраться на улице с ребятами...
Современная жизнь такова, что у детей очень мало именно этой свободы самовыражения. Дома не бегай, не прыгай, не пой, не кричи, не смейся, не лезь, не пачкайся, не сори. На улице опять же не беги, не кричи, не плачь, песком не бросайся, в лужу не лезь. В гостях, в детском саду, даже в специально отведенных "детских" местах (песочница, игровая комната, "развивашка") - очень много запретов.
Еще одно очень важное, на мой взгляд поле для самовыражения, для знакомства со своим внутренним миром - совместный труд. "Раньше" ребенок не был изолирован от ежедневных занятий взрослых: с самых ранних лет дети естественным образом включались в трудовую деятельность, сначала как наблюдатели, потом уже как исполнители посильной работы. И тут ребенок мог встретиться и с разочарованием от того, что не получается что-то, и с необходимостью применить настойчивость, и с радостью победы (мы же не только про негативные чувства говорим, ведь правда?).
Сейчас во многих семьях жизнь устроена таким образом, что дети не принимают никакого участия в трудовой жизни родителей, они не видят, как трудятся другие люди, откуда берутся продукты, вещи, и тд. И это тоже лишает ребенка огромного количества возможностей проявить свои эмоции и чувства, справиться с ними, научиться их выражать адекватно.
А еще "раньше" была очень обширна обрядовая часть жизни человека и семьи. Обряды, кроме прочего, играли большую психотерапевтическую роль, помогали человеку проживать изменения в своей жизни, проходить кризисы, принимать новое и прощаться со старым. Обряды были красивы, разнообразны, объединяли "и старого, и малого", демонстрировали что то, что происходит с человеком (взросление, горевание, радость - в контексте нашего разговора) - это нормально, это имеет право на существование, пусть и в рамках обряда. Здесь же можно говорить о традициях, таких, например, как совместный досуг семьи.
Сейчас не во всех семьях есть даже традиция ежедневно собираться вместе за столом... Досуг зачастую заключается в просмотре телевизора. А все обряды как раз и заканчиваются на приготовлении праздничного обеда и его поедании. Но даже от этих действий дети часто изолированы.
Жизнь изменилась - и это прекрасно. Но физиология и психика человека остались в целом неизменными, значит нам нужно искать новые способы для самовыражения, адекватные современным условиям, удобные для нас, для наших детей, для окружающих.
Всем эмоционального здоровья!