Безусловная любовь и безусловное принятие. Где и когда?

Aug 19, 2014 17:23

Оригинал взят у mothersway в Безусловная любовь и безусловное принятие. Где и когда?
Безусловная любовь - то есть любовь просто так, без условий, вне зависимости от того какой ребенок, что он делает -  он  все равно ценен и важен. Как известно, если ребенок имеет опыт такой любви (надо сказать необязательно это материнская любовь, хотя и желательно) он имеет больше шансов вырасти здоровой личностью с уверенностью, что его присутствие в этом мире необходимо, он имеет право на жизнь, любовь, уважение, признание. Эта уверенность дает то самое доверие к миру и веру в то, что добро есть. В противовес этому отсутствие этого чувства, стимулирует человека постоянно  "зарабатывать", "покупать", "воровать", "требовать" любовь, заботу и т.д
Однако слова имеют большую силу, чем нам иногда кажется -«как вы лодку назовете так она и поплывет». Так что же скрывают слова безусловная любовь?
Безусловная любовь не ставит условий, не создает ограничений, то есть, предоставляет полную свободу.  Безусловная любовь принимает как есть,  несмотря ни на что.
Но когда есть тотальное приятие, все что исходит из одного погружается в другого, то есть нет каких либо границ, а это значит - слияние, нет принимающего и нет объекта приятия, нет чувства отделенности - нет разделения. Только часть себя  можно любить любой и всякой. Все остальное не относящееся к человеку, он воспринимает сквозь призму получение удовольствия, пользы, угрозы или опасности. Это биологически обусловленный патерн. Если человек этого не делает - он перестает существовать либо банально физически, либо что конечно в наше время бывает чаще  - как личность, его ЭГО, «Я» не существует как самостоятельная единица.
Так что же получается безусловная любовь невозможна, миф? Отнюдь. Она возможна и необходима, но  для нее есть определенное время и место, а именно  - период младенчества. Это период когда человек уже существует как отдельное физическое тело, но абсолютно не готов жить как отдельная личность. Он даже не знает, что он любит, а что нет, чего хочет, чего боится и т.д. Есть только чувство комфорта и дискомфорта. И период  слияния с матерью нужен для того чтобы она отражала и называла его чувства, знакомя его и с собой и с миром. Мать чувствует дискомфорт малыша и, принимая этот дискомфорт  как свой, опираясь на свой опыт, называет это переживание, дает образец проживания этой ситуации, а также образец действия, поведения в этой ситуации. Возможно, опыт матери не всегда может назвать причину, тогда  мать передает свой опыт проживания дискомфорта, тем самым обучая ребенка переживанию фрустрации.
Но, напомню, что мать все же является взрослым человеком, имевшим опыт отдельной жизни и поэтому, несмотря на все биологически прописанные материнские инстинкты, слияние противоестественно для матери как самостоятельной личности. Вот такой вот парадокс, которых надо сказать ввиду социальной природы человека довольно много, но сейчас не об этом. А как же быть то? Очень просто  - слияние процесс временный, конечный. По мере того как ребенок растет в животе, мать «теряет» себя, но по мере роста ребенка после рождения мать отделяется, становясь опять автономной. Причем инициируется это не только матерью, но и самим ребенком (наверное, природа подстраховалась), и чем старше ребенок, тем больше доля его активности в этом.
Как это происходит?  Ребенок растет, он получил от матери первые "уроки" жизни, познакомился со своим потребностями,  и даже осваивает свои части тела - берет игрушки, переворачивается. Но в сознании ребенка мать это еще часть его и  он продолжает использовать ее как часть себя, он пользуется мамиными руками - свои еще не так развиты, ногами - перемещаться еще не получается.
Но мать уже начинает вести себя по новому: не трясет игрушкой перед носом, а вкладывает в его руку, три раза поднимет выкинутую погремушку и идет заниматься другими делами. И это первые шаги к сепарации - для начала сепарации телесной. Ребенок начинает понимать, где он, где нет, чем он может управлять, чем нет. Потом идет классическое «я сам» годоваса. И чем дальше, чем большими навыками обрастает ребенок, тем меньше мать "подставляет свое плечо". Это в идеале.
В случае, когда материнский опыт сепарации не удачен (или он травматичен, или мать сама еще живет в симбиозе), мать не желает расставаться с комфортной идиллией. Мать продолжает принимать безусловно все от ребенка, за волосы дергает - мама терпит, по столу стучим ногами - ну он же малыш, ребенок требует грудь в любом месте и в любое время - пожалуйста.
Мать терпит, терпит, терпит…
Ну как же! Нужно же безусловно любить, какие могут быть требования и оценки поведения ребенка -   ведь тогда у него не будет доверия к миру!!!! Вот тут стоп! Базовое доверие к миру не единственная цель развития ребенка. Еще нужно развить самостоятельность и волю, любознательность и креативность, нужно научиться жить в социуме и.д.
Итак, вот тут я предлагаю разделить безусловную любовь и принятие. Да безусловная любовь ребенку нужна еще долго, пока он не уйдет в собственное плавание, то есть лет 15-20, но суть, качество этой любви становится иным.
Безусловная любовь как таковая необходима и бесценна до полугода. И тут она совершенно точно совпадает с безусловным принятием. Орет ли младенец непонятно  почему, не спит и не ест когда надо бы - мать подстраивается под ритмы и нужды ребенка.  С 6 месяцев (или чуть раньше) до года мать постепенно вводит свои правила и показывает,  как в этих правилах живет семья. Да она по прежнему отражает чувства ребенка, чувствует его потребности, но  где то с 6 месяцев малыш уже начинает формировать образ матери как целостного  и отдельного объекта  и к году он понимает где мама, а где он.
И следующая задача ребенка узнать а какой он  ? На это уходит еще два года жизни. Конечно в 3 года познание себя не заканчивается, но полочки на которые потом ребенок будет складываться части себя формируются именно в это время. 
Если ребенок функционирует в симбиозе с мамой, то этот образ себя вообще не формируется. Но если он и формируется хорошо, чтобы он был адекватным и недиффузным.
В образе себя есть две плоскости: то каким нас видят другие и  то как  вижу себя сам.
Можно до бесконечности рассказывать ребенку какой он умный, красивый, ловкий, сильный (или же тупой, страшный, медлительный)и т.д. это все равно будет маской  - это то как меня видят другие. Чтобы сформировать действительно зрелый образ Я нужно действие. Нужно пробовать, достигать или не достигать, быть успешным или не успешным. Если эти пробы купировать, то опять таки целостный образ Я  не формируется.
Какое к этому имеет безусловное принятие? Самое прямое. Безусловное принятие подразумевает что мама и малыш единый объект. Когда же происходит отделение, то важное значение во взаимодействии этих самостоятельных субъектов получает принцип реальности.  Мама первый объект, который говорит о том, что она видит, чувствует от деятельности  ребенка и как она это оценивает. Да-да оценивает. И ребенку нужна эта оценка, чтобы усвоить законы жизни в социуме. Но замечу, что оценивать не значит отвергать. Родительская любовь для того и есть, чтобы увидев, оценив некий поступок дать ребенку не только обратную связь - хорошо или плохо, но и показать как жить в этой оценкой, как ее использовать для своего развития.
Есть еще один важный аспект и отличие взаимодействия мамы и ребенка - то что может и должна стараться сделать именно мать - это «выдержать» ребенка. Выдержать его злость, агрессию, нетерпение, страх, жадность, то есть все то, что в обществе не принимается. Но то что неприятно другим, не означает что этого не существует. Это нужные важные эмоции, для того чтобы ребенок мог жить в обществе не как элемент системы, а как индивид, способные знать и видеть свои желания и потребности. Но мама тоже не должна их принимать. Принимать это помещать внутрь себя, мама должна их выдержать, тем самым признавая факт их существования и  назвать  - то есть показать, что это на самом деле тоже часть мира.  А вот дальше мама начинает действовать с тем, что она назвала, показывая свое отношение к этому и поступая неким образом. В таком виде взаимодействие ребенка и мамы не разрушает ни одного, ни другого. Тут можно сказать что вот именно это и называют безусловным принятием. Однако разница же есть? Помещать ли в себя все (как не крути объем ведь не безразмерная величина) или же пропускать через себя? Да и то и другое требует большой эмоциональной включенности от матери, в обоих случаях мать «средство» для адаптации ребенка к миру, но в первом случае мать нивелируется (растворяется, разрушается), а вот втором живет как личность.
Мама тоже человек!

Доводы, развитие ребенка, мама тоже человек!, психология, полезное

Previous post Next post
Up