Отличная серия статей на тему на
Сознательно.руЧасть 1.
Когда я была маленькой девочкой, нахождение в музеях-филармониях-театрах редко меня радовало. Разве что там был буфет, а еще я могла побыть подольше с мамой. Теперь же восприятие искусства - это часть моей жизни. Я решила разобраться: с чем и когда стоит знакомить ребенка? С какого возраста и как к этому подступиться? Тема большая, буду писать частями.
Что может дать ребенку классическое искусство?
Сила влияния искусства
Истинное искусство всегда побуждает к чему-либо: вызывает различные состояния, настроения и чувства. Однако этот вектор может быть направлен куда угодно в зависимости от личности автора, степени его вовлеченности, этапа развития, состояния ума и пр. При этом не важно, рисует он, пишет или поет.
Произведения искусства способны очищать сознание, вызывать ностальгию и даже подстрекать к насилию. Доказано и воздействие на энергетические центры организма, который отзывается вибрациями разной частоты. Упрощенно говоря, искусство, влияющие на низкие центры, пробуждает грубые материальные эмоции. И наоборот, например, слушание возвышенной музыки может вдохновить на свершение благородного поступка (конкретные произведения буду разбирать в следующих статьях).
Поэтому я предлагаю начать прививать высокий вкус с самых ранних лет. Такой ребенок, повзрослев, если и решит принимать «яды», то будет знать границу гомеопатической дозы, за которую ему будет просто неприятно заходить. Внутри появится чистый эталон, которым он будет мерить и литературу, и изобразительное искусство, и музыку.
Почему классическое?
Зачем продираться сквозь скуку классической музыки самим родителям? Стоит ли выискивать момент, чтобы заинтересовать ребенка Джокондой? Ведь есть комиксы на любые темы, джаз, миллион добрых детских песен, фильмов и мультфильмов. И пусть все это будет в жизни, просто есть ступенька еще выше, на которую в детстве гораздо проще запрыгнуть. А восприятие этих видов искусств не требует такой большой душевной работы, как классика, которая позволит подняться над собой, раздвинуть свой горизонт, увидеть более высокие цели, наконец - ощутить те самые высшие вибрации.
Конечно, каждый малыш будет радостно подпрыгивать под популярную «унц-унц» музыку и просить ее ставить снова. Но представьте себе, какой урон детской психике она может нанести, если звучит в доме постоянно. В любом случае ваш ребенок будет слышать ее на улице, в торговых центрах, транспорте - этого более чем достаточно. Я бы ограничилась подобной музыкой только во время зарядки. Тем более в классике полно вальсов и маршей, от которых ноги сами пускаются в пляс.
Кроме того, классическое искусство - значит, проверенное годами, а то и веками. Многие поколения живущих раньше нас людей были воспитаны на этих произведениях, обогатили их своими чистыми переживаниями.
И хочу предупредить, что не стоит ждать быстрых результатов, особенно если в семье пока нет традиции слушать симфонии, развешивать по стенам репродукции картин великих мастеров или пересматривать записи любимых балетов. Но рано или поздно сработает эффект накопления, главное - дождаться этого момента.
Почему сейчас?
Душа человека настроена на прекрасное сама по себе. Но чтобы научиться понимать язык искусства, требуется время. А дети учатся быстрее всех. Их мозг способен впитать в себя немыслимое количество информации за небольшой отрезок времени. Единственная сложность здесь - это раз за разом находить грань между созданием атмосферы (питательной среды) и усвоением (запоминанием) фактов.
Наши дети могут получить очень мощный инструмент управления собственным сознанием. Поэтому для понимания того самого вектора - «что такое хорошо и что такое плохо» - есть смысл знакомить малыша с классическим искусством, начиная лет с трех. В малых дозах, ненавязчиво. Об этом расскажу в следующей статье. А пока просто перечислю, чем искусство может обогатить человека, если он подготовлен к грамотному его восприятию.
Созерцание классических произведений:
- обеспечивает постоянный рост души
- воспитывает вкус (в том числе и в одежде, дизайне интерьера,
создании собственного имиджа)
- дает вдохновение для повседневных дел
- позволяет легче переживать негативные эмоции
-обучает (создает зоны ближайшего развития)
- приучает видеть одно и то же с разных точек зрения;
- пробуждает тягу к поискам своего призвания
- дает отдых голове
- вызывает мысль: если он смог сделать ТАКОЕ, то может и я смогу?
- убеждает в том, что есть нечто большее, чем жизнь материальная. (И наоборот: даже выполняя заказ, можно создать нечто возвышенное)
- становится хобби как пассивным, так и активным («Кто много прочел, тот рано или поздно захочет взять в руки перо»).
Часть 2.
Родитель на распутье. С чего начать разговор?
Вы сказали самому себе: «Да, моему ребенку необходимо научиться воспринимать классику». Но у вас по разным причинам отношения с искусством не сложились. Или вы любите всё на свете, но только не классику, которой вас пичкали в школе. Как же подступиться к знакомству с классическим искусством? Ответы вы найдете здесь, в моей второй статье на тему «Классика - малышам».
Представьте себе, что вы решили накормить ребенка едой, которую сами никогда не пробовали, но знаете, что она невероятно полезна. Вы расхваливаете кушанье на все лады, а малыш не верит и есть отказывается. Что вы сделаете? Правильно - положите в рот кусочек и закатите глаза: «Ммм.. как вкусно!» А что дети? Они же все разные: кто-то попробует сразу, другой последует за вами завтра, а третий созреет лишь через месяц. Так и с искусством: привить любовь получится, когда вы распробуете его хоть немного, и ребенок увидит, что вам вкусно. Да и прав классик, сказавший: «Невозможно любить то, что не знаешь»…
Сегодня мы разберем первый шаг, которого будет достаточно, как самым ленивым (или очень занятым), так и тем, кто уверен, что ребенок до всего дозреет сам, если создана питательная среда.
Шаг первый. Создание атмосферы
Пусть вашему ребенку еще нет трех лет, или он готовится к встрече с родителями у вас в животе, а может, вы только планируете его зачатие? Для подготовки к восприятию классики не обязательно ждать тортика с тремя свечками, начать можно в любой момент, как только вы будете готовы. (Только тогда вам следует быть особенно чуткими к его реакциям на происходящее).
Картины
Разыщите открытки, старые календари, репродукции картин великих художников, которые в лучшем случае вам приятны, а в худшем - оставляют равнодушными.
Развесьте по стенам своего дома, в тех местах, где бываете чаще всего. Если у вас дома есть электронная фоторамка, откажитесь на время созерцать в ней ваши счастливые лица, загрузив туда серию открыток из собрания Третьяковской галереи.
На этом можно остановиться. Но скорее всего, со временем, вам захочется обновлять коллекцию. Постепенно открытки сами поплывут вам в руки, возникнет желание менять их местами, создавать тематические уголки. А если вы будете выбирать картинки вместе с ребенком, это занятие может превратиться в приятный семейный ритуал, которые так ценят дети.
Также можно пойти немного дальше, установив заставку с классической живописью на мобильный телефон и домашний компьютер.
Архитектура и скульптура
То же, что и с картинами. Только избегайте делать это механически, прислушайтесь к своим ощущениям. Возможно, скульптура, величественные храмы и дворцы будут лучше смотреться в коридоре, в то время как нежным пейзажам и маринам место в спальне.
Или, к примеру, такой вариант: в электронную фоторамку вы загрузите виды шедевров зодчих Италии, а в детскую комнату подселятся снимки мраморных ангелов и муз различных наук и искусств. Причем, все бабочки, куклы, плюшевые мишки и рыцари с пиратами остаются на своих местах!
Музыка
Проще всего поймать радиостанцию классической музыки и включать ее дома на 10-15 минут, занимаясь своими делами. Для начала этого достаточно, главное - чтобы не было резко отрицательных эмоций.
Или добавьте в плеер по одной короткой классической композиции (на 3-5 минут) на пять детских песенок, а затем, не спеша, убирайте их по одной. Таким образом вы получите 15-минутную терапевтическую дозу классики. Подробнее о том, как знакомить малыша с классикой музыки, примеры произведений можно посмотреть ЗДЕСЬ
Я верю в искусство маленьких шагов и убеждена, что этих действий достаточно на первый месяц, а то и больше. Вам не нужно ничего изучать, рассказывать или объяснять. Атмосфера дома начнет меняться сама по себе, а вместе с ней и вы и ребенок, незаметно для самих себя. Конечно, если малыш проявит инициативу и начнет задавать вопросы, отвечайте ему. Но будьте осторожны, не перегружайте его информацией, пусть остается недосказанность, загадка. Так воспитывается жажда знаний; со временем вопросы станут более глубокими и точными, ребенок подготовится к следующему, более активному шагу.
И будьте внимательны к эмоциям ребенка. Возможно, он будет бояться картины, совершенно безобидной на ваш взгляд. Или ему будет страшно идти в туалет мимо фотографии барельефа с очередным подвигом Геракла. Он может испытывать отвращение к змеям, а у вас Георгий Победоносец соседствует со столом, сидя за которым он так любит рисовать. Многие дети принимают домашнюю обстановку как данность, которую нельзя изменить, поэтому они могут вам ничего не сказать, но по ночам им начнут сниться кошмары. Как только наладите диалог, смело меняйте картинки, уловив детскую негативную эмоцию.
Пока ребенку не исполнилось семи лет, он тесно связан с мамой на тонком уровне и выдает во внешний мир то, что происходит у нее внутри. Поэтому я предлагаю отслеживать готовность идти дальше по себе. Итак, вы поймёте, что пора переходить ко второму шагу, когда вы согласитесь с одним из утверждений:
- у вас появились любимые репродукции, которые будто ловят ваш взгляд;
- вы специально ищете репродукции с картин запомнившегося художника;
- вы вдруг захотели посетить Рим, чтобы воочию полюбоваться собором Святого Петра;
- а Петербург манит вас Александрийским столпом или Атлантами;
- вы перестали ежеминутно поглядывать на часы и думать: ну сколько можно слушать эту классику?
- у вас возникла привычка включать классику как фон для домашних дел;
- вы начали мурлыкать себе под нос запомнившиеся мотивы;
- вы поняли, что слушаете классику по полчаса и больше.
Если вы заметили за собой нечто подобное, добро пожаловать в мою статью «Шаг второй. Выход в люди».
Часть 3.
Шаг второй. Выход в люди
Прошел месяц, два, или полгода … Вы уже начали привыкать к тому, что в вашем доме расположился филиал Третьяковской галереи и филармонии одновременно. Значит, пришла пора двигаться дальше. Главная задача на этом этапе - открыть глаза, уши, а главное - душу, выходя за порог своего дома. Быть внимательным к окружающей обстановке.
Живопись. Скульптура. Архитектура
На втором шаге большинство моих советов будут зависеть от места вашего проживания и обстоятельств вашей жизни в целом. Давайте сделаем так: я сначала расскажу о том, как в моих условиях «выходить в люди» на охоту за классикой? Затем попытаюсь мысленно влезть в другие обстоятельства и представить, что из них можно извлечь. Ну а в конце буду ждать вопросов с вашей индивидуальной ситуацией.
Рядом с домом
Итак, я живу в спальном районе Санкт-Петербурга. Какие у меня есть возможности? Допустим, ребенок маленький, у меня нет машины, я не хочу утомлять его долгой дорогой. И вдруг, передвигаюсь по моему району, я обнаруживаю репродукции картин из собрания Русского музея, вставленные в стеклянную оправу автобусных остановок. А чуть дальше - огромные фотографии лучших видов города, что красуются на специально установленных баннерах у магазинов и по обочинам дорог. Мне остается только обратить внимание, сначала свое, а затем и ребенка.
К этому времени ваш глаз уже присмотрелся к репродукциям, поэтому во время прогулок с ребенком вы можете поиграть, сначала с самим собой, в такую игру. Присматриваясь к природе - деревьям, кустарникам, листве, дорожкам, птицам, облакам, закату, собакам, ищите в них черты знакомых полотен. Одни и те же места будут похожи на работы совершенно разных художников в зависимости от времени года, дня, погоды, освещенности и, конечно, вашего настроя. Втянувшись, вы сначала запомните имя художника, а затем и название его картины.
В центре города
Выбираясь в центр, смотрите, впитывайте красоту, целостность, пропорции старинных зданий. Помню вопросы моей мамы, лет с четырех, пяти она мне начала рассказывать про историю города и при выходе из метро «Невский проспект» меня частенько поджидало: «Как называется это собор? Кто его построил? А это что за дворец?»…
В центре Петербурга чувствуешь, что находишься, будто внутри декорации. Достаточно там просто бывать, всматриваться в фасады домов и дворцов, любоваться барельефами и ажурными решетками, подходить к памятниками и мемориальным доскам ,чтобы уточнить имя и оценить скульптурные детали. Окунаться в гармонию Невы, одетую в строгий гранит.
Поднимаясь на колоннаду Исаакиевского собора, панораму Петропавлоской крепости и прочие высокие точки оценивать замысел творцов, вглядываясь в геометрический узор улиц города.
Пригороды
Если вы, как и я живете, недалеко от железной дороги, есть смысл узнать о старинных усадьбах, которые немало по пути следования пригородных электричек. Причем, не далеко от города. Тогда удастся совместить приятное с полезным: свежий воздух и погружение в эпоху, когда строился дворец, павильоны, когда выдающиеся садовники разбивали вокруг него парк. Это могут быть не только всем известные Пушкин, Петергоф, Павловск и Гатчина, Кронштадт и Ломоносов, но и небольшие дворянские дачи, упоминание о которых не трудно найти в интернете.
В выбранное место можно ездить зимой кататься с горок и на лыжах, но подумайте, в какой обстановке? А в теплое время года устраивать пикники неподалеку. Ребенок запомнит название местности, дворца, парка, позже, кто там жил. Но все это происходит незаметно, потому что информация ложится на эмоции от радостного совместного время препровождения.
На даче
Ваша дача, на которой с детства все так знакомо, может оказаться не только кладезем для поиска репродукций в лесной и озерной глуши, но и преподнести сюрприз в виде заброшенной крепости, дворянской усадьбы или церкви, коих вы не замечали, потому как они находились в стороне от привычных маршрутов. Попадая в такое место, я закрываю глаза и пытаюсь представить, как это было, когда здесь кипела жизнь. Что за люди жили в этих стенах, чем занимались?
Ребенку понравится и лазать по руинам, и само «приключение» (процесс поиска заброшенного места). И в такой располагающей, романтической обстановке, вы без труда обратите его внимание на архитектуру, скульптуру, роспись - смотря, что удастся найти.
В гостях
Всякий раз, меняя обстановку, обращаешь внимание на детали. Прочитав эту статью, вы вдруг заметите, что ваши друзья-родственники живут в необычном доме. А может на нем есть мемориальная доска, или под крышей вы прочтете год постройки - 1812…Даже если вы пришли в гости на улицу Строителей, 33, ваш взгляд невзначай упадет на обложку альбома по искусству, обратит на себя внимание картина или репродукция в рамке. Позвольте себе замечать такие вещи. Напомню: на чем сосредоточиваетесь вы, туда же устремляется мысленный взор вашего ребенка.
В туристической поездке
В наше время нередко бывает так, что люди обращают внимание на прекрасное, только будучи в отпуске в другом городе или стране. Это черта нашего времени, примем ее как данность. У меня только маленький совет: откажитесь съесть весь Париж, Рим, Мадрид, Берлин за неделю - можно просто подавиться или заработать несварение. Важно оставить себе время и силы переварить горы информации, как фактической, так и эмоциональной.
И конечно, то, что вы сможете почерпнуть из поездки, очень сильно зависит от того, отправились вы в путешествие с ребенком или без. Если вы с маленьким ребенком, не ждите от себя, что вы сможете запомнить всю историю города вместе со всеми ее памятниками. Позвольте себе раствориться в местном колорите, насколько это возможно. Просто будьте в красивых местах, играйте там с ребенком, невзначай ему о чем-то упоминайте. Тогда впечатления у него отложатся на подсознательном уровне.
Да, а в музее покажите ему те картины, репродукции которых прописались у вас дома. Ребенок обожает узнавать всё привычное. Поверьте, он будет в восторге!
Другие обстоятельства
Я попытаюсь прикинуться антиподом самой себя. Например, я живу в небольшом провинциальном городе, построенном в 60-х годах ХХ века. Хвала веку нынешнему, у меня есть интернет, но на первый взгляд это все.
Пройдемся по всем моим вехам. Допустим, рядом с домом все одинаковые коробки, но у моей подруги Маши из соседнего микрорайона сосед расписал весь подъезд пусть и не классическими фресками, но жизнеутверждающими пейзажами. Иду туда на экскурсию, с малышом. Или гуляя с коляской, чудом набредаю на богатый особняк, со вкусом построенный. А назавтра идя привычным маршрутом, просто повернула голову и увидела балкончик, оформленный в венецианском стиле.
В центре любого города обязательно найдется церковь. Подойдите к ней, не важно, верующий вы или нет. Церковная архитектура оттачивалась веками. Постарайтесь разыскать то, за что можно зацепиться.
Даже в советские времена архитекторы и скульпторы ухитрялись говорить «эзоповым» языком, протаскивая через комиссии свои идеалы, свое знание классических канонов. Это может быть вокзал, фонтан, дом культуры или школа, иногда даже дедушку Ленина периодически очень художественно изображали (тот же Бродский, не поэт),.
А в пригороде может оказаться монастырь вместо усадьбы. Опять же невзирая на религию, едем туда, гуляем, читаем: «памятник архитектуры ХVIII века, охраняется государством».
Дача может оказаться на высоком берегу в излучине широкой реки. Сразу нахлынут воспоминания о Куинджи, Левитане и других. А сосед самоучка собственноручно доделывает дачу с мезонином, по образцу построек начала ХХ века.
Пусть главная достопримечательность вашего города - это фонтан дружбы народов, зато соседний готов одарить вас куда большим количеством памятников старины, стоит только навестить живущих там родственников или сокурсников.
Музыка
Вот здесь задачка непростая. Вряд ли ваш сосед будет распевать итальянские арии у вас за стенкой..Но прислушайтесь к уличным музыкантам. Да, их нечасто встретишь в спальном районе, но в центре легко услышать классику в переходах в исполнении студентов музыкальных училищ или консерватории. А какие бывают самоучки!
Наверняка в вашем или соседнем микрорайоне найдется дом (клуб) детского творчества. В них регулярно устраивают концерты учащихся. Загляните послушать хоровое пение и как дети играют на различных инструментах. Если же поблизости окажется музыкальная школа - считайте, вам крупно повезло. Одна атмосфера чего стоит, и заодно присмотритесь на будущее: захочется ли вам отправлять туда ребенка учиться. У таких культурных выходов есть масса преимуществ: рядом с домом, бесплатно, в любой момент можно уйти, но впечатления у вас с малышом останутся, начало будет положено. И музыканты будут довольны, что к ним пришли независимые зрители (кроме родителей-друзей).
Обратите внимание на колокольный звон, о пользе которого сказано немало. В православных церквях вас ждет возвышенное хоровое пение, в соборах прочих христианских конфессий - органная игра, пронизывающая все тело и душу.
Возможно, вы или ваши подруги учились в музыкальной школе или просто хорошо поете и играете на каком-то инструменте. Пойте вместе, играйте, когда встречаетесь. И пусть это слышат ваши дети. Например, моя близкая подруга отлично играла на фортепиано. Помню, было время, когда я распечатывала ноты понравившихся мне произведений и упрашивала ее сыграть, получая несказанное удовольствие.
Я прямо-таки призываю не вешать носа и не складывать рук и использовать на 100% все наши возможности! Расскажите в комментариях о ваших обстоятельствах, и мы вместе подберем вам подходящий маршрут.
А после, когда глаз привыкнет выхватывать прекрасное из повседневного, переходите к третьему шагу - «Домашняя работа».