Оригинал взят у
getnewpost в
Размышления про способы выражения агрессииПродолжим тему про агрессию. В комментариях к прошлому посту был один очень интересный вопрос -"как понять, нормальный ли у ребенка уровень агрессии, или зашкаливает? Как отличить возрастное повышение агрессии от стрессового?"
действительно, как?
Тут, безусловно, нужно в первую очередь иметь ввиду то, что после трех лет у детей больше нет единого вектора развития, единых ступенек, который каждый ребенок проходит примерно одинаково. Я порой скучаю по возрасту до трех лет, там все так четко и понятно, так само по себе разложено по полочкам :), а когда ребенок становится старше, и на основе личности у него формируется индивидуальность - больше нет никакого общего вектора, общих этапов. Каждый ребенок от трех до семи лет уже движется по своему вектору, по своему пути развития... и к семи годам дети придут очень разными.
То общее, что сохраняется , пожалуй можно назвать движущими силами развития. И то, у каждого ребенка этот набор движущих сил отличается, и имеет собственную пропорцию Для одного ребенка фантазия важнее всего, для другого - агрессия, для третьего уже с трех лет на первое место выходит мышление и обучение. Это настолько важная тема, что её тоже можно назвать возрастной особенностью - формирование индивидуальности. Мозг настолько созрел, что ищет свои пути развития, а не подчиняется каким-то общим законам....
И, таким образом, невозможно с определенностью сказать, как отличить у любого ребенка возрастной рост агрессии от стрессового роста. Для каждого ребенка мерка агрессии будет своей, один ребенок с утра до вечера изображает бойца коммандос со всеми вытекающими. Для другого уже один агрессивный бунт в день - признак зашкаливающего напряжения. Нету общих решений, есть только совокупность индивидуальных черт. Одни дети агрессивны от наполненности, другие дети агрессивны от опустошения, агрессивны, чтобы защититься. Разные темпераменты, разные типы нервной системы - все индивидуально.
Но безусловно, есть определенный путь эволюции способов выражать агрессию. Вначале способы выражения агрессии простые и прямые, потом становятся сложнее, опосредованней. Способы выражения агрессии тоже развиваются вместе с ребенком :)
Вначале ребенок вообще не контролирует свои реакции на фрустрирующие события - это период гипобулических, аффективных реакций, когда малыш реагирует всем телом.
Потом нервная система чуть-чуть созревает и гипобулические реакции ослабевают, вместо них появляется сильные негативные чувства - негодование, злость и т.п. То есть малыш уже не просто кричит, выгибается и падает на пол, он делает это все более сознательно и чувствует в этот момент сильную злость - швыряет вещи, колотит кулачками по всему что подвернется и т.п.
Потом снова нервная система немного созревает злость становится не такой всепоглощающей и более адресной, то есть ребенок не просто очень злится и негодует, он уже злится на конкретного человека или вещь и свой гнев обращает адресно, а не куда придется.
На следующей ступени созревания агрессия становится еще более контролируемой - ребенок колотит и швыряет уже не изо всех сил, а соотнося свои действия с теми людьми и вещами, на которые они направлены.
Потом агрессия становится еще более подконтрольной - ребенок топает ногами, грозит кулаком, строит страшные злые рожи, обзывается, грозит словами. Здесь уже включается вербальный уровень выражения агрессии - раньше облегчение приносило только телесное выражение агрессии, голос присутствовал в виде крика, а не в виде слов, а теперь ситуация изменяется - агрессивные слова приносят удовлетворение и освобождение.
Следующий уровень приходит вместе со следующим возрастным этапом примерно к семи годам - когда ребенок злится, он больше не дерется и не обзывается, он надувается и обижается.(обида - это блокированная злость. если она блокируется не извне, навязанными механизмами, а изнутри, вместе с появлением рефлексии, способности оценивать свои действия - это нормальный путь формирования эмоциональных реакций). Нервная система и мозг дозрели до следующего этапа - они не выдают реакцию автоматически, а переваривают её внутри и ребенок, прежде чем выдать агрессию вовне, соотносит себя с окружающей средой - слышат ли меня, понимают ли меня, а что обо мне подумают и т.п. Ребенок становится обидчивым, у него портится настроение, он раздражается, выдвигает претензии, и облегчение уже приносит не моментальное выражение агрессии, а разговор и осмысление ситуации. Теперь становится возможным отложить разруливание конфликта на какое-то время, и удовлетворение уже будет получено от подтверждения важности его чувств или его правоты, а не от воплей "Мама, ты плохая!"
Важный признак развития, на мой взгляд, это как раз получение удовлетворения от все более сложных способов выражения агрессии. На первых этапах удовлетворение приносит только телесная реакция, позже удовлетворение приносит символическое выражение агрессии, а телесное выражение становится необязательным.
Но возрастных рамок для всех этих шажочков, как мне кажется, задать невозможно. У каждого ребенка этот путь будет в своем темпе, со своими особенностями, со своим опытом и открытиями. У мальчиков и девочек тоже есть отличия на пути освоения более сложных форм агрессии. Я тут на примере мальчиков все этапы изложила, потому что мальчики мне ближе и понятней,и мне кажется, даже и как-то попроще :), а у девочек все еще более сложно и неявно. Но насколько я понимаю, до стадии "обижаться и надуваться" они то же приходят где-то к шести-семи годам...
Если не блокировать постоянно агрессию на всех этапах - она с возрастом разовьется в
зрелые формы