О самолетах.

Feb 01, 2013 17:35

После посадки в Урумчи на Южно-Китайских авиалиниях два года назад я начал активно интересоваться гражданской авиацией и авиакатастрофами. И первое, что восхищает когда читаешь об этом - это человеческое мужество. Ниже привожу своими словами краткие факты, которые пробирают лично меня до мурашек:



1) Катастрофа Boeing 737 рейса 522 над Афинами. В разгерметизированом самолете летящем на крейсерской скорости в сознании остались лишь два борт проводника - на высоте 11 тысяч метров за штурвал сел 25-летний стюард Андреас Подропону (как выяснилось, у него был диплом пилота), но он не успел посадить самолет и тот разбился о горы. Это момент смогли увидеть пилоты ВВС Греции - вылетевшие на истребителях на перехват самолета. Но помочь они никак не смогли.



2) 20 апреля 1978 года в воздушном пространстве СССР над Карелией из-за ошибки в навигации оказался Боинг 707 южнокорейской авиакомпании со 100 пассажирами на борту, который на 10-ти километровой высоте был подбит ракетой, выпущенной нашим Су-15. Боинг потерял 3-х метровый кусок крыла и турбину и из-за разгерметизации салона совершил вынужденную посадку на лёд замёрзшего озера Корпиярви недалеко от станции Лоухи. Я там, кстати, бывал. Глухие места. В результате инцидента погибло лишь два человека оба от осколков ракеты. Вот свидетельство следователя КГБ Валерия Десяткова:
"Это было нечто нереальное. Глухая карельская тайга, небольшое озеро ещё во льду и огромный лайнер на нём… Пассажиров уже вывезли. Поднялись на борт. На левой стороне самолёта я насчитал не менее ста пробоин. Над каждым сиденьем висели кислородные маски. Весь салон залит кровью. Но не от ран. А от перепада давления. Когда самолёт стал резко снижаться, у пассажиров пошла кровь носом и из ушей".
Но главное и удивительное, что пилот смог посадить аварийный самолет в таких условиях на лед маленького карельского озера.

3) Многие знают о Весне Вулович - ей принадлежит мировой рекорд высоты для выживших при свободном падении без парашюта на высоте 10160 метров. Премию ей вручал сам сэр Пол Маккартни. Но немногие знают о нашей женщине Ларисе Савицкой выжившей после авиакатастрофы Ан-24РВ (рейс 811) при падении с высоты 5200 метров. Она не получила даже инвалидности, а государственная компенсация ей была выплачена в размере нищенских 72-х рублей. Интересно, что в отличие от Весны Вулович упавшей в бессознательном состоянии Лариса Савицкая сама приняла много мер по своему спасению - очнувшись на 3-х метровом обломке самолета находящемся в свободном полете она смогла самостоятельно добраться до кресла и вжаться в него и за несколько метров от земли руками и ногами оттолкнулась от кресла и выжила. А после еще три дня ждала под дождем спасателей.

4) Самая страшная и крупная катастрофа самолета в воздухе произошла 12 августа 1985 г. с рейсом 123 компании «Japan Airlines». 15 членов экипажа и 505 пассажиров погибли. У самолета из-за взрыва в хвостовой в части, оторвало фрагмент хвоста и повредило всю гидравлику и самолет оказался практически не управляемым. У пилотов была возможность лишь влиять на работу турбин. Разгерметизированый самолет в течении 30 минут (только вдумайтесь в эту цифру!!!) швыряло то вверх 1.000 метров то вниз. Пилоты растерялись, настолько, что не отвечали на запросы диспетчера. Правда потом собравшись в процессе экспериментов научились компенсировать метание машины меняя тягу двигателей и почти умудрились выровнять неуправляемый самолет. Интересно, что все это время в этом швыряющемся от неба к земле разгерметизированном обледеневшем самолете работала стюардесса, которая носила свой кислородный баллон всем пассажирам у кого кончился кислород и поочередно с ними дышала, а так же успокаивала по громкой связи все 500 человек на борту. Ее неоднократно швыряло и било об потолок, сломало руку, но она работала с людьми до самого столкновения самолета с землей. Люди целых 30 минут понимали, что обречены. Позже спасатели нашли огромное количество предсмертных записок оставленных ими. Интересно, что от самолета не осталось обломка более 2-х метров величиной. Он разлетелся, взорвался на гребне горы на расстоянии почти 5-км и при этом 4 человека умудрились выжить. Когда подсчитали нагрузку, какую должно было испытывать человеческое тело в момент столкновения лайнера с горой - она равнялась 100 g. Как выжили эти 4 женщины - остается загадкой: 24-летняя Юми Отиаи, сотрудница компании «Japan Airlines», 34-летняя Хироко Ёсидзаки со своей 8-летней дочерью Микико, и 12-летняя Кэйко Каваками. Последняя была найдена сидящей на дереве.

5) Еще один из удивительных случаев - 22 ноября 1968 года пассажирский DC-8 японских авиалиний приводнился в полукилометре от американского побережья. Причем сделал это так аккуратно, что большинство пассажиров не догадывались об «аварийной посадке» до того момента, пока не выглянули в иллюминаторы. Всю ответственность за случившееся взял на себя капитан корабля Кохэй Асо. Но прославился он не этим - когда дошло дело до расследования инцидента Капитан Асо дал неожиданно короткий, прямой и грубый ответ: «Асо облажался (англ. Asoh fuck up)», что моментально обезоружило комиссию и привело к скорому свёртыванию процедуры. Данная история позднее была описана американским бизнес-консультантом Дж. Б. Харви в его книге «Парадокс Абилина». Способ обезоруживания оппонента своей прямотой был назван им «Защита Асо» (англ. «Asoh Defence»). Данное название было впоследствии использовано в целом ряде книг по теории управления.

6) Все, наверное, помнят авари́йную поса́дку в И́жме 7 сентября 2010 года самолёта Ту-154М на непригодную для самолётов этого типа взлётно-посадочную полосу без светосигнального оборудования и приводных радиостанций. После посадки самолёт выкатился при пробеге за пределы полосы, но никто из девяти членов экипажа и 72 пассажиров не пострадал. У самолета отказали все двигатели. Большая часть бортового навигационного оборудования тоже не работала, поэтому пилотам пришлось контролировать положение самолёта по визуальным ориентирам, использовать подручные средства. В частности, при снижении, во время прохождения облачности в качестве авиагоризонта пилоты использовали стакан с водой. Успешная посадка аварийной машины со сниженной управляемостью на короткую полосу в этих метеоусловиях была расценена российскими авиационными экспертами как чудо. Одним из факторов удачной посадки явилось многолетнее поддержание ВПП в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора и не рос кустарник.

7) Авиакатастрофа Ту-104 17 октября 1958 года, рейс из Пекина. На борту самолета находилось - 73 человека. Ту-104А попал в мощный восходящий турбулентный поток и оказался на высоте около 13 000 м, где потерял скорость и перешёл в почти вертикальное пикирование. В возникшей ситуации экипаж сделал всё возможное для спасения самолёта, но нехватка хода руля высоты не позволила вывести машину в горизонтальный полёт. Даже тогда, когда стало понятно, что самолёт обречён, командир экипажа Гарольд Кузнецов продолжал без паники, чётко комментировать всё происходящее и приказал бортрадисту транслировать его слова на землю. Причиной катастрофы были признаны недостатки в конструкции самолёта. Переданная экипажем информация (при отсутствии бортового параметрического регистратора) позволила внести изменения в конструкцию самолёта, изменить допустимую центровку, уменьшить максимальный эшелон полёта и т. п.; был изменён угол установки стабилизатора и доработан руль высоты. Также была уменьшена максимальная высота полета. Склонность самолета к «подхватам» была сильно уменьшена. В дальнейшем случаев, подобных данной катастрофе, с самолетами Ту-104 не происходило.

8) Авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года, также известная как Чудо в Андах (El Milagro de los Andes) - это крушение чартерного рейса номер 571 уругвайских ВВС с 5 членами экипажа и 40 пассажирами-уругвайцами на борту (члены регбийной команды, их родственники, экипаж, спонсоры). Катастрофа произошла над Андами 13 октября 1972 года. Более четверти пассажиров погибло при падении и столкновении со скалой, ещё несколько умерли позже от ран и холода. Затем из оставшихся 27 уцелевших погибли ещё 8 при сходе лавины, которая накрыла их «жилище» из фюзеляжа самолёта, а позже ещё трое умерли от ран. У выживших был минимальный запас пищи, кроме того, у них отсутствовали источники тепла, необходимые для выживания в суровом холодном климате на высоте 3600 метров. Отчаявшись от голода и сообщения по радио о том, что «все мероприятия по поиску пропавшего самолёта прекращаются», люди стали есть замороженные тела своих погибших товарищей. Спасатели узнали о выживших лишь спустя 72 дня, когда двое пассажиров Нандо Паррадо и Роберто Канесса после десятидневного похода через горы обнаружили чилийского фермера, который дал им еды и сообщил властям об остальных пассажирах рейса.

На эту тему есть потрясающий художественный фильм Alive (1993) http://www.imdb.com/title/tt0106246/ Всем рекомендую.

PS Я недавно, благодаря Emirates, полетал на двух современных лайнерах Airbus 380 самом вместительном пассажирском самолете в истории (до 880 человек) и на Боинге 777 (обладающим самыми мощными турбинами в мире от Ролс Ройса). Боинг 777 потряс - своим практически вертикальным взлетом и такой же посадкой на месте. Было ощущение что ему вообще полосы не требуется, такая мощь турбин. А на Airbus 380 - два этажа, душевые кабины, бар и прочее - эта махина размером с современный большой клуб. Интересные ощущения. Самое интересное, что оба лайнера ни разу в истории не падали и не разбивались. Кстати, на Airbus 380 помимо трех запасных гидравлических и электрических систем, есть еще спрятанный винт под хвостом и в случае отказа четырех турбин, этот винт может выработать необходимую электроэнергию, чтобы махина могла дотянуть до аэродрома.

avia, crash

Previous post Next post
Up