ВЕЛОПОХОД 2012 (Часть 2). Крайний Север: Пароварская Дорога-Печенга-Железный Шлем

Aug 09, 2012 19:25



Не смотря на хорошую погоду, на перевале дует пронзительно холодный ветер, а горы вокруг кажутся грозными и неприступными. Еще раз напомню, что Муста-Тунтури - самый северный участок фронта Второй мировой войны и ЕДИНСТВЕННОЕ место, где немецкие войска не смогли перейти сухопутную границу России.







Озера на перевале Муста-Тунтури. От сильного ветра видна рябь на воде.







Далее наш путь лежит по Пароварской (Немецкой) тыловой дороге, по которой мы собираемся выехать в Печенгу.



Немецкая дорога восхищает своей инженерной мыслью и тем как хорошо она сохранилась! С каким правильным подходом она построена! Мы в шутку называли ее - "автобан". Идеальное место для веломаршрута. Дорога очень ровная - никаких бродов или резких перепадов высот. Эта дорога даже спустя 70 лет лучше чем многие современные дороги в этих краях. Надо признать - немцы строили с умом и со знанием дела. Эта дорога снабжала северный фронт.



Здесь видно устройство дороги. Она как бы сложена из камней перемежаемых арматурой и бетоном. Идеальное покрытие в этих суровых местах.



Дорога - до сих пор ровная и почти нигде не обвалившаяся и не просевшая.



Остатки еще одного госпиталя, на этот раз, немецкого. Недалеко от дороги.



Одна из многочисленных искусственных пещер вырытых немцами в скалах Муста-Тунтури. В пещерах укрывалось от бомбежек и непогоды командование или располагались склады боеприпасов, оружия и продовольствия.



Дорога идет почти до самой Печенги через весь горный хребет.



Уцелевший немецкий домик. По слухам - домик командующего этим участком фронта. Местные его называют "Домик Гитлера".



От видов невозможно оторвать глаз. В полярный день солнце на садится. И долина почти 24 часа в сутки в хорошую погоду освещается его лучами.



А стоит сойти с дороги как взору открывается - колючая проволока и оборонительные сооружения. Целые тонны не расстрелянных патронов, кстати, с вполне горючим порохом. Гильзы, снаряды, минометы...



"Тут шли настолько ожесточённые бои, что по плотности погибших на квадратный метр - Муста-Тунтури не имеет себе равных. Немцы, не сумев прорвать нашу оборону, закрепились на плато и хребте. За три года они превратили их в настоящую цитадель. В теле скалы были вырублены окопы в полный рост, устроены бомбоубежища, склады боеприпасов, штабы, госпитали и др., а так же были проложены дороги, качеству которых позавидовали бы нынешние дорожные строители. Нужно своими глазами увидеть укрепления в отвесной, монолитной, гранитной скале, длиной около четырёх километров, местами возвышающейся над морем более, чем на 300 метров. Там стояли орудия, миномёты, стационарные огнемётные установки, сжигавшие в пепел всё в радиусе 60 метров, Доты, заграждения. Вот эту неприступную твердыню взяли штурмом в ненастную ночь 10 октября 1944г. " - Из мемуаров Николая Манацкого.



Снаряд с отвинченным взрывателем на остатках немецких укреплений.



Фрагменты немецкого противогаза и каких-то деталей утвари.



Бои на Муста-Тунтури шли страшные. Немцами были установлены стационарные огнеметы управляемые дистанционно которые сжигали все вокруг себя в радиусе 70 метров. Остатки этих огнеметов можно встретить на скалах и сейчас. Вот цитата из воспоминаний Николая Манацкого: "Нужно своими глазами увидеть укрепления в отвесной, монолитной, гранитной скале, длиной около четырёх километров, местами возвышающе йся над морем более, чем на 300 метров. Там стояли орудия, миномёты, стационарные огнемётные установки, сжигавшие в пепел всё в радиусе 70 метров, Доты, заграждения.
Вот эту неприступную твердыню взяли штурмом в ненастную ночь 10 октября 1944г. Штурмовали с нескольких направлений, в том числе, в обход. Но, пожалуй, самая трудная задача выпала на долю 614-й отдельной штрафной ротой, по численности равной батальону или полку: 750 человек. Для отвлечения внимания противника, она должна была взять высоту 260.0, чтобы овладеть вершиной, господствующей над Малым хребтом. Брали в лоб, снизу, с моря, со стороны полуострова Средний, карабкаясь вверх по отвесной стене сквозь колючую проволоку, кинжальный огонь пулемётов, огнемётов, гранаты, летевшие под ноги и, внезапно начавшийся, ураган. Собственно, все и полегли в ущелье между высотами (вечная им память и слава), но дали возможность другим частям захватить высоту, хребет и общими усилиями наших войск очистить западную часть Кольского полуострова от захватчиков. Только в 1980 году по следу атакующих 614-й роты прошли поисковики и захоронили останки погибших. "



Вот интересная выдержка из мемуаров полковника Карла Руефа, рассказывающего о событиях в этих краях:
"Это было как на страшном суде, и как будто небеса разверглись. Неожиданно начавшаяся стрельба окончилась спустя час. Затем глухо разорвались несколько дымовых снарядов и в это время мы уже знали: "Они идут". Когда дымовая завеса спала, кровь застыла у нас в жилах. Русские, на сколько хватало взгляда, массы русских стали наступать на нас и самым страшным было то, что они презирая смерть, вообще не реагировали на огонь беспрерывно строчащих наших пулеметных расчетов, которые изрыгали целый снопы огней. Они не прятались, они падали толпами, но позади них уже шли новые толпы людей. Никто не бросался на землю. У гидры вырастали все новые и новые головы. Огонь пулеметов вообще на них не действовал. И тут из своего окопа я увидел как русские с душераздирающими криками Ура захватили, находящийся в 100 метрах от нас, опорный пункт … Из двухсот человек нашей роты спастись смогли только 30, многие из них погибли спустя несколько часов или дней на проселочных дорогах. Мы должны были оставить всех раненых. Среди нас была паника. Перед лицом ужасной, превосходящей силы, которая прокатилась по нам, мы потеряли уверенность в своих силах. Нас преследовал страх попадания в плен. Но прежде всего мы хотели жить."

















Наконец, появились деревья и реки. В воздухе характерный запах березовых листьев и травы. В эти минуты я понял, что соскучился по лесу.





Финальный брод перед Печенгой.



Мы проехали весь стрелковый и танковый полигоны. Несмотря на предупредительные надписи "Стой стреляют!" - полигоны были пусты. Местные поговаривают, что в этих краях нужно быть осторожным чтобы не схватить шальную полю. Вокруг Печенги впечатляющее количество разнообразных военных частей.





Ночевка недалеко от Печенги стала еще одним приключением. Большинство озер при кажущемся идеальном месте для стоянки оказывались с техникой по берегу, а в воде плавали военные машины-амфибии. Или например, только мы начинали, в удаленном от людей месте, раскладывать палатку как замечали торчащие из кустов дула танков или военных людей в камуфляже.



По дороге на Мурманск. Это не просто столбы. Это уникальные столбы. Остатки немецкой подвесной дороги. Самой протяженной военной канатной дороги в мире. Немцы не только на 58 километров перевозили по ней грузы в любую погоду, но и на специальных платформах вдоль гор курсировали немецкие стрелки осматривая местность.



На трассе Кола есть памятная табличка посвященная этой дороге.



На Кольском, недалеко от реки Западная Лица, где проходила линия фронта есть интересная гора - "Железный Шлем". Ничем непримечательный с виду холм недалеко от дороги, по форме действительно напоминающий шлем. На деле это одна из интереснейших высот со множеством фортификационных укреплений. Вся гора опутана колючей проволокой в несколько слоев. Склоны ее поросшие лесом на самом деле довольно крутые. Немцы специально кое-где взрывали скалы чтобы сделать их неприступными.



Но самое интересное в горе - двух ярусные искусственные пещеры. Вот вход в одну из них.







Ночуем прямо на другом берегу Западной Лицы, где были позиции советских войск. Напротив через реку немецкие позиции и вид на гору "Железный шлем". Полярный день пошел на убыль. Солнце на пол часа чуть-чуть начинает заходить. Фото сделано в самое темное время суток.



Вся долина за рекой Западная Лица в сторону Мурманска - называлась "Долиной Смерти". Сейчас ее именуют "Долина Славы". Местные автомобилисты, проезжая мимо мемориала обязательно сигналят. Здесь удерживали линию фронта и сражались сотни тысяч советских солдат. Немцы при всех усилиях так и не смогли взять Мурманск. Многие из нас знают о битве под Москвой, в Сталинграде, о Курской дуге или прорыве блокады Ленинграда, но мало осталось фильмов и фактов о Северном фронте. Хотя он был по-настоящему страшен. В этой мясорубке в первые годы войны гибли целыми ротами и батальонами. От батальонов оставались только номера. Причем сражались даже оленеводы. Олени подвозили боеприпасы. Были упряжки и на собаках. Как это происходило в таких природных, погодных и геологических условиях - сложно себе представить.



Впечатляющий список поименно всех погибших, кого смогли опознать. Столбики на поле - новые захоронения. До сих пор поисковики находят сотни солдат. Надписи на столбиках примерное такие - Иванов Иван Иванович 1897 года рождения и еще 458 неизвестных советских солдат. Дата захоронения останков: 1996 год или 2010 год. И таких могил и захоронений по всей Долине Смерти, без преувеличения, - тысячи.



Мемориал недавно был отреставрирован. На обратной панели - надписи последних записок солдат, перенесенные в гранит прямо с их оригинальным почерком. Мы это снимать не стали. Без слез смотреть на это и читать было невозможно. "Мама меня убили немцы..." или "Кто найдет передайте сестре, что я погиб за родину, но не отступил ни на шаг...". "Все товарищи погибли, я ранен в живот, но в плен не сдамся. Передайте родным..." и так далее. Имена и даты. Корявый почерк предсмертных слов. Броский и страшный.





Озеро "Долгое" недалеко от Ура Губы. Последняя ночевка перед Мурманском.

И дальше домой....

путешествия, Карелия, велопоход

Previous post Next post
Up