31. Архитекторъ Владимиръ Максимовъ

Mar 06, 2010 18:12

В заметке "Shrine", ради которой поначалу и был затеян этот блог, упоминается книга А.Ф. Крашенинникова "В.Н. Максимов. Зодчий русского национального стиля". Она издана в 2006 году небольшим тиражом 3000 экземпляров и содержит уникальные фотографии об осуществлённых и несостоявшихся проектах архитектора в Царском Селе в 1910-е годы.

Здесь, в короткой записи, я помещаю лишь четыре снимка из многих фотографий этой книги: те, что заслуживают особого рассказа. Делаю это потому, что по этим четырём такой рассказ в "Открытиях дилетанта" уже состоялся, и они служат его дополнением. К другим ценным снимкам из книги Аркадия Крашенинникова я подступлюсь в будущих заметках.

Итак, фото 1 иллюстрирует посты "Shrine" и "Оцифрованная святыня". На нём три варианта путеводного фонаря к Пещерному храму Феодоровского собора, нарисованные акварелью. К сожалению, я могу опубликовать здесь лишь чёрно-белую репродукцию плохого качества, - оригинал хранится в неприступном архиве ГМЗ "Царское Село".



Фото 1. В.Н. Максимов, эскизы фонаря в виде звонницы, 1912.

Воплощение фонаря Максимова получилось другим, но при этом реальный объект вобрал в себя элементы из всех трёх вариантов, показанных на эскизе. Занятно, что на рисунках слева и в центре не видно фонаря как такового, он угадывается лишь под маковкой того архетипа, что справа. Значит ли это, что в предварительной проработке архитектор создавал прежде всего своеобразный киот - замысловатый, похожий на звонницу футляр для иконы или распятия, - в котором фонарь не играл главной роли, и только потом смысл постройки сконцентрировался в чёрном кованном светильнике на цепях?




Фото 2. Фонарь Максимова, зима 1913.
Из "Романовских альбомов" Йельского университета.



Фото 3. Фонарь Максимова, январь 2009.

Кстати, администрация Пушкина, на чьей территории стоит фонарь Максимова, узнала о его существовании от журналистов "100ТВ", готовивших весной 2009 новостной сюжет на эту тему. У меня тогда сложилось впечатление, что чиновники были очень недовольны этим "открытием". То ли потому, что перспектива оформления нового объекта культурного наследия усложняла их работу, то ли по другой причине, но, так или иначе, сегодня, за четыре месяца до 300-летия Царского Села, несчастный остов фонаря Максимова остаётся неприкаянным. Может быть, пора постучать в дверь новой пушкинской администрации? Вдруг они другие, хорошие и мудрые? (Здесь опущусь до политической ремарки: несопоставимость Захаржевского с каратуевыми и коржовыми изумляет меня всякий раз, когда дело касается царскосельского градоначальства.)



Фото 4. Фонарь Максимова, март 2010.

И ещё. А.Ф. Крашенинников пишет, что Николай II заказал Максимову фонарь вместе с часовней в память святой и равноапостольной великой княгини Ольги. Такой заказ был связан с предстоящим днём рождения великой княжны Ольки - 3 ноября 1912 ей исполнялось 17 лет. Часовню предполагалось построить на въезде к Феодоровскому собору со стороны Офицерского собрания, то есть, с одной стороны Ковшового пруда должен был стоять фонарь в виде звонницы, с другой - часовня св. Ольги. Последняя, однако, почему-то не реализовалась. А жаль.



Фото 5. В.Н. Максимов, Проект часовни в память святой и равноапостольной великой княгини Ольги в Царском Селе, 1912.

Дальше. Вторая пара снимков из книги о Максимове относится к теме Императорской железной дороги, в частности, к станции "Императорский павильон". Это ещё одна многострадальная постройка, не нашедшая себе места в новейшей истории. Станция и её контекст описаны в заметках "Императорские мосты (I)", "Императорские мосты (II)" и "Благородное отхожее место". На фото 6 изображён царский вокзал в 1916 году.



Фото 6. Станция "Императорский павильон", вид с северной стороны.

Необычность этой фотографии (по крайней мере, для меня) - в её ракурсе. Я никогда не видел снимков вокзала с этой стороны, да ещё и с высокой точки (возможно, фотограф стоял на крыше пакгауза). Хорошо видна "неорусская" архитектурная перспектива: станция, казармы конвоя, Феодоровский собор. На переднем плане - здание вспомогательных служб царского вокзала. Помимо прочего, в нём размещалось и "благородное отхожее место", которое служило таковым до пожара и перестройки павильона станции в 1912 году. В советское время в здании вспомогательных служб жили люди - семьи работников Пушкинского ремонтно-механического завода, занявшего старые депо Императорской ветки за Кузьминским шоссе. В постсоветские годы там обосновалась автомастерская, работающая и посейчас. Конечно, здание полностью изменилось, упростилось до параллелепипеда, но где-то в глубине своих кирпичей это оно - то самое симпатичное строение с переднего плана фото номер 6.

Наконец, неосуществлённый план В.Н. Максимова по перестройке площади у царского вокзала - фото 7.



Фото 7. В.Н. Максимов. Площадь перед станцией "Императорский павильон", 1915.

Архитектор планировал построить напротив станции "Императорский павильон" масштабный комплекс зданий для 1-го Е.И.В. железнодорожного полка, и потому окружающая территория подлежала полной трансформации. Несомненно, если бы проект состоялся, здание вспомогательных служб было бы снесено. И большевицкой власти некуда бы бы было селить рабочих ПРМЗ. И рухнула бы большевицкая власть... И ещё многое создалъ бы въ Царскомъ Селе архитекторъ Владимиръ Максимовъ.
Previous post Next post
Up