29. Einen guten Überblick

Feb 15, 2010 16:38

Удивительно, но 15 августа 1939 года, за две недели до начала второй мировой войны и почти за два года до начала войны Гитлера с Советским Союзом, над городом Пушкин и его окрестностями на высоте 7 км кружил германский самолёт-разведчик и вёл фотосъёмку. Надо полагать, с военной целью. Чем занимались те, кому "разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца - пламенный мотор" неизвестно. Может, и видели гада, да поделать ничего не могли - высоко! Шпион благополучно вернулся, откуда прилетел, и фотографии пошли в дело. Через 70 лет их обнаружил в сети муж сестры моей подруги (да-да, именно так), который до этого читал мои заметки о Царском Селе и знал, что я разыскиваю любые изображения Императорского пути. Он написал мне, что на нескольких снимках видны фрагменты царской железной дороги... Рассмотрев эти фото на сайте WWII Aerial Photos and Maps, я связался с его автором Джоном Кальвином (John Calvin) и попросил о дополнительных фотографиях с этой разведывательной миссии. Почти сразу добрый Джон прислал мне ещё три фото.

Денис и Джон! Это больше, чем отклик на мои просьбы. Это бесценный подарок: уникальные фотографии, на которых моё несчастное Царское Село предстаёт таким, каким никто его не видел. Всего 22 года прошло после Империи, и это значит, что облик города практически идентичен картам царского времени. На этих снимках имена опознанных объектов хочется подписывать с буквой "ять". На них Александровский и Баболовский парки не заросли ещё до состояния лесов, не перегорожена плотиной река Кузьминка, и к пригородным шоссе льнут погибшие в войну деревушки... И там же на центральной площади города лежит груда кирпичей от свежевзорванного Собора Святой Екатерины!

Но по порядку. Что я увидел из имеющего отношения к "Открытиям дилетанта"? Прежде всего - все три пути Императорской железной дороги. На этой комбинированной фотографии (немецкое разведывательное фото наложено на спутниковый снимок Google Earth) виден фрагмент Третьего пути, ответвляющегося от Витебской железной дороги в районе поста "16 км".



Фото 1. Третий путь у 16 км Витебской ж/д.

Объективы, делавшие снимки, очевидно, разные, и потому точное совпадение обеспечить невозможно, но, мне кажется, и так всё очень понятно. На пересечении Третьим путём ручьёв, текущих с Пулковских высот, видны два мостика - вроде того маленького, описанного в моей заметке "Императорские мосты". Увы, этих двух больше нет - их останки похоронены под стройкой новой дороги.


Оригинал этой германской фотографии в высоком разрешении лежит здесь, в галерее заметки, так что можно его поразглядывать.

На следующем оверлее - прекрасный общий вид на центральную часть Императорской железной дороги. Отлично просматриваются завитушки Первого и Второго путей Императорской ветки, Третий путь изгибается к востоку.



Фото 2. Царская ветка на северной окраине Пушкина.

Далее, на увеличенном фрагменте этой же фотографии видно, что большой балочный мост 2 совершенно цел, хотя с него, как и со всего Второго пути, похоже, уже сняты рельсы (то же самое, вероятно, сделано к 39-му году и на Третьем пути). Рядом с мостом хорошо видна будка дежурного или часового, от неё к реке по сторонам моста спускаются две тропинки.



Фото 3. Второй путь.

Кстати, точно такая же сторожка стоит у поста 10-й версты - там, где Третий путь соединяется с Варшавской железной дорогой (см. фото 2).

Раньше я предполагал (но потом отказался от этой мысли), что между мостом 2 и паровозными сараями у Кузьминского шоссе был малый мостик. На фотографии 3 этот мостик отлично виден. Жаль, что, как и в случае с двумя малыми мостами на Третьем пути, его больше нет, а на том месте стоит какое-то безумное хозяйство отшельника с овцами и полуразобранными автомобилями. Но приятно, что я оказался прав.

На следующем фрагменте видны бывшие царские паровозные сараи, вокзал и, как мне кажется, остатки паровозного круга. У вокзала справа хорошо заметен "ус" изогнутого пандуса для автомобилей и экипажей, теперь он целиком ушёл под землю и асфальт. При этом в 39-м году у царского вокзала уже демонтирована стометровая крытая платформа - это ещё один аргумент в пользу заключения, что со Второго и Третьего путей Императорской ветки сняты рельсы... Кстати, выход из Императорского павильона ведёт на небольшую площадь: Академический проспект в то время ещё не проложен.



Фото 4. Район станции "Императорский павильон".

Дальше. Наконец-то я смог увидеть переезд у Египетских ворот - пусть и с семикилометровой высоты! На фото 5 чётко просматривается пересечение Третьего пути с Петербургским (тогда - Ленинградским) шоссе; со стороны Императорского павильона к нему примыкает ложбина, в которую был уложен путь, а со стороны Песочной улицы поднимается насыпь. В самой верхней части кадра виден мост 3 (через Песочную улицу). Занятно, но в точности, как на дореволюционной карте, вдоль шоссе выстроились домики Большого Кузьмина, а позади них - огороды; теперь же всё наоборот - там, где стояли дома, устроены аллея и широкая обочина.



Фото 5. Переезд у Египетских ворот.

Вот, кстати, кусочек старой карты, чтобы можно было оценить двадцатилетнюю неизменность архитектоники:



Фото 6. Карта Петрограда и окрестностей, 1916. Фрагмент.

И вот ещё одно удивительное, радующее меня открытие! На фото 7 чётко и бескомпромиссно проступает контур института экспериментальной хирургии архитектора Сильвио Данини. Об этом необычном здании я писал в заметках "Неоконченные стройки империи" и "Инкогнито". На немецком снимке рядом с институтом виден след ещё одного здания, вероятно, через дорожку строился вспомогательный корпус. Сам институт, конечно, не "тянет" на высокую постройку, но и вовсе незаметным его не назовёшь - думаю, стены возвышаются метра на два-три... Я совместил фотографию с современным спутниковым снимком, и это дало мне координаты юго-восточных углов обеих построек: институт - lat 59.727821, lon 30.366762; вспомогательный корпус - lat 59.728925, lon 30.367348. Теперь доподлинно известно, куда втыкать лопаты весной.



Фото 7. Институт экспериментальной хирургии.

На этом же снимке можно увидеть, что третий Ламский пруд в 1939 году осушен, и плотина не работает (от неё, кстати, до института экспериментальной хирургии по прямой 230 метров). Где-то в комментариях к "Открытиям дилетанта" я предположил, что в берегу третьего Ламского пруда испанцами из "Голубой дивизии" были выкопаны два ДЗОТа со входами из осушенного русла - их остатки хорошо видны сегодня. Теперь, глядя на аэрофотосъёмку, я думаю, что был тогда прав.

И вообще, этот кусочек фото заслуживает внимательного изучения - где-то здесь строили, но не достроили часовню преподобного Серафима Саровского, в которой был похоронен Распутин. Та земля, что не входила в Александровский парк, и была продана в 1916 по просьбе императрицы Анне Вырубовой, очень хорошо видна - это поле светлого цвета. Сегодня оно как бы перегорожено посаженными после войны деревьями, стоит забор огородов сельхозакадемии, а в то время пространство было открыто. По этой причине чтение описаний маршрутов посетителей, что с разных сторон приходили к часовне в марте 1917 года, с одновременным разглядыванием этой немецкой фотографии могут дать новое в установлении точного места захоронения Царёва друга...

Ну, и наконец кое-что, не относящееся непосредственно к периоду "Николай II - Николай Юденич", которым я ограничил свои "Открытия дилетанта": на фото 8 посреди центральной площади города возвышается гора обломков - это уникальный (в этом у меня нет никакого сомнения) вид на взорванный коммунистами всего за шесть недель до полёта германского разведчика Собор Святой Екатерины.



Фото 8. Руины Собора Св. Екатерины.

Завершая эту заметку, предположу, что внимательный взгляд обнаружит на этих снимках самолёта-разведчика много замечательных подробностей о Пушкине 1939 года и Царском Селе старого времени.Так, я заметил в Софии штук двадцать бипланов "У-2" и несколько "И-16"; в Баболовском парке виднеется что-то, напоминающее ипподром; к Пулкову из Александровки тянется широкий и прямой как стрела тракт, совершенно заброшенный сегодня; виден массивный купол разрушенной в войну церкви на Кузьминском кладбище... Ну, и так далее. Пишите в комментариях, что нашли для себя интересного.

Здесь - вся галерея этой заметки (файлы аэрофотосъёмки очень большие - загружайте терпеливо).

Ещё раз мерси Денису, Джону и Библиотеке Конгресса США, бережно сохранившей для нас трофейные архивы гитлеровской армии.
Previous post Next post
Up