Человек в антигуманистической психологии Б.Ф. Скиннера

Apr 30, 2016 12:27



Работы Фредерика Скиннера мало известны массовому читателю.  Но среди специалистов споры вокруг его идей продолжаются уже ни одно десятилетие.

Скиннер родился в 1904 г. в Америке штат Пенсильвания. После отказа от литературной карьеры он увлекается бихевиоризмом и в 1930 году поступает в Гарвардский университет, где получает степень магистра гуманитарных наук.  В 1931 году он получает степень доктора философии. Сменив несколько мест работы, Беррес Скиннер в 1948 году возвращается в Гарвард, где проработает всю свою жизнь. Скончался в 1990 году от лейкемии.

В среде западных психологов Скиннер признан величайшим. В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По их почти единодушному мнению, этот почётный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Скиннер, опередивший даже Зигмунда Фрейда (тот был назван вторым). А перед самой смертью он удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почётный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).

Для нас идеи данного психолога представляют не чисто академический интерес. Дело в том, что сотрудник Тавистокского института Эрик Трист в 1933 году впервые посетил Америку. Там он второй раз встречался с Куртом Левином и познакомился с Фредом Скиннером. В своей биографии Эрик Трист с восхищением рассказывает о Скиннере.  Они провели много времени вместе.  Фред Скиннер показал Тристу свою, лабораторию и рассказал о своих опытах. Также Трист сообщает, что был под влиянием идей Скиннера, изложенных в работе «Общая характеристика стимула и реакции». Эти знания он применял через четыре года в своей преподавательской деятельности в шотландском университете Сент-Эндрюс.

Самое знаменитое изобретение Б.Ф.Скиннера - это ящик Скиннера. Прославился же он своей теорией оперантного обусловливания.  Согласно данной теории поведение животного и человека можно моделировать при помощи тех последствий, которые следуют за этим поведением. Скиннер любил проводить опыты на голубях. На примере данных опытов он написал работу «Оперантное поведение», где достаточно ясно изложил свои идеи. Так голубь, посаженный в клетку, получал еду при поднятии головы на определённый уровень.  Это позволило заставить птицу поднимать голову на данный уровень всё чаще. Таким образом, последствие в виде еды позволило сформировать определенную модель поведения. Т.е. это не больше и не меньше, чем дрессировка.

Но интерес представляет не только сама теория и описанный механизм оперантного поведения, но и та модель человека, которую нам предлагает Скиннер. 
В 1971 году вышла нашумевшая книга Скиннера «По ту сторону свободы и достоинства». В этой книге он достаточно ясно говорит о том, что, по его мнению, представляет из себя человек, и каким должен быть этот мир. Скиннера довольно серьезно волнуют проблемы перенаселения, загрязнение окружающей среды, ядерная угроза, бунтарство молодёжи. И констатируя факт несостоятельности технологического подхода к решению таких важных проблем, Скиннер делает заключение: «… нам необходимо совершить огромные изменения в поведении человека, а это невозможно сделать лишь при помощи физики или биологии, как бы мы не старались. … Технология поведения вот, что нам требуется».

Сравнивая психологию с физикой или биологией, Скиннер требует применить к науке о поведении такой же подход, как и к естественным наукам. Т.е. требует отказаться от любых понятий, которые «мешают» научному подходу. И здесь он идёт даже дальше, чем социал-дарвинисты.  Если те говорили, что человек обычное животное, обусловленное законами выживания и естественного отбора, то Скиннер уже ставит человека в один ряд с неодушевленным предметом. Сравнивая историю развития естественных наук и науки о человеке, он говорит о том, что первые совершили существенный прорыв, лишь отказавшись от персонификации объектов исследования. И поясняет, что долгое время неодушевленным предметом приписывалась способность иметь цели и чувства (так, например, объяснялось ускорение тела при падении), и, отказавшись от данных категорий, физики и биологи открыли науке будущее. С этим нельзя не согласиться.  Но далее он предлагает подобный подход и к человеку. И только такой подход он считает научным. Вот, что он говорит в своей работе: «Задача научного анализа - объяснить, каким образом поведение человека как физической системы соотносится с условиями, в которых эволюционировал человеческий род, и с условиями, в которых живет индивидуум». И далее: «Мы можем последовать пути, по которому идут физика и биология, обратившись непосредственно к связи между поведением и окружением, игнорируя мнимые промежуточные состояния».

«Мнимыми промежуточными состояниями» он называет любые попытки назвать причиной поведения и деятельности человека чувство или разум. Такие выражения как «я хочу», «я думаю», «мне нравится», «я люблю», «я стремлюсь» Скиннер называет объяснительными фикциями. А также утверждает, что это антинаучный подход, который и является тормозом на пути развития науки о поведении. По его мнению необходимо устранить из этой науки любое использование «агента» , «внутреннего человека» или «автономного человека».  Такими терминами он называет любые попытки объяснить поведение человека его внутренним миром.  По мнению Скиннера формулировки «чувство гордости», «чувство ответственности», «вера в успех», «воля к власти», «чувство неудовлетворенности», «чувство собственного достоинства» являются антинаучными и мешают развивать науку о поведении.

«Назначение внутреннего человека - объяснить то, что не может быть объяснено последовательно …Он инициирует, созидает и творит, оставаясь … чем-то божественным. Мы называем его автономным, что подразумевает, поскольку это касается науки о поведении, сверхъестественным.  … Автономный человек служит для того, чтобы объяснить только то, что мы не можем объяснить другим образом. Его существование зависит от нашего невежества…» - говорит Скиннер.

В своих работах он агрессивно и настойчиво противопоставляет науку и мораль. И делает это достаточно фундаментально.  Скиннер предлагает изучать человека, отказавшись от того, что отличает человека от всего остального живого и неживого мира. Скиннер просто предлагает расчеловечить «изучаемый объект». Любой другой подход он называет антинаучным, сверхъестественным и невежественным. И ещё раз необходимо дополнить, что теория «оперантного поведения» отрицает не только чувства, но и разум. Способность анализировать, делать выводы, размышлять он тоже относит к объяснительным фикциям, апеллирующим к некоему невидимому посреднику внутри человека. А это, как мы выяснили, антинаучно.

Необходимо отметить, что теория «оперантного поведения» не имеет ничего общего с опытами и исследованиями великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова. Сам Скиннер говорит об этом следующее: «…модель «стимул-реакция» никогда не была слишком убедительна и не решила основной проблемы, поскольку было изобретено нечто вроде внутреннего человека, чтобы преобразовать стимул в ответ на реакцию». Здесь же он говорит и о теории информации: «Теория информации столкнулась с той же проблемой, когда был выдуман внутренний «процессор», преобразующий входные данные в выходные». Как мы видим, автор сам озабочен чистотой восприятия своих идей. И отмежёвывается от любых исследований, где речь идет о внутреннем мире человека. Для Скиннера человек должен быть «стерилен», пустой болванкой.

Тавистокский институт, психология, Скиннер

Previous post Next post
Up