Манифест Звягинцева

Feb 09, 2015 10:35


Исходя из фильма Звягинцева,  "нет правды на земле, но правды нет и выше". По-другому эту историю прочесть не получается. В библейской истории Иова Многострадального, как известно, была "вторая серия". После перенесенных мук он прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248) и видел потомство свое до четвертого рода. Здесь же продолжения не предвидится.
Именно поэтому "Левиафан" - фильм в той же степени антироссийский (бредовая формулировка), как, например, "Тошнота" Сартра... Он мизантропичный, пожалуй. Тут речь о мировоззрении. Раздачу хлеба нищим Звягинцев монтирует с раздачей еды свиньям (один из самых неуместных монтажных ходов в фильме,  эдакий Эйзенштейн, показывающий встык балалайку и Керенского). Но и это его право. Он так видит.
Другое дело, что Звягинцев весь фильм строит на христианских формулах, неких руинах метафор для достижения своих целей. То, что у Тарковского, к примеру, обладало силой, своеобразной витальностью духовного поиска, у Звягинцева пришло к тупику, который выглядит, как манифест. Это "Андрей Рублев" без эпилога. Кстати, и "Елена" ведь тоже заканчивалась в сценарии тем, что священник уходит из храма и выключает свет, и мы находимся в темной церкви. Елена - еще один образ заблудшей души, коих Звягинцев показал в "Левиафане" так много... Тоже фильм без катарсиса, без выхода...
Что ж, нельзя требовать от художника света. Но зритель вправе к нему стремиться.

Церковь, Звягинцев, Тарковский, Эйзенштейн

Previous post Next post
Up