Адриан Ван Остаде "Драка" - новая хоругвь Федула

Nov 16, 2011 13:57



Многие уже знают, что в ходе презентации "Веры в Брежнева" на задник сцены будет вешаться хоругвь с изображением картины XVII века. Вместо того, чтобы развешивать собственные логотипы, как это делает большинство ВИА, Федул решил восславить малого голландца Адриана Ван Остаде. Читайте рассказ, который приоткрывает завесу тайны необычного выбора изображения.

Если зайти в Пушкинский музей в зал с голландской живописью, то среди прочих картин можно увидеть одну довольно неприметную. Краски её не столь ярки как у соседних. Да и размер даёт понять почему малых голландцев называют именно так. Это «Драка» Адриана Ван Остаде.

Ван Остаде, что сейчас, что при своей жизни в XVII веке, был менее известен, чем многие его современники и соотечественники. Например, Рембрандт. Но и герои Ван Остаде - это не святое семейство, Эсфирь или Валтасар. Его персонажи - курильщики, выпивохи, игроки и шарлатаны. А «Драка» - одно из самых выразительных полотен голландца. Именно из-за сомнительных с точки зрения общественной морали персонажей такие картины не становятся иллюстрациями в школьных учебниках. А для большинства окружающих знакомство с живописью заканчивается именно последним закрытием учебника. И ещё восхищением берёзками, написанными провинциальными художниками в ветхих беретах во время алчного порыва в надежде продать свои холсты на местном Арбате. Поэтому имя Ван Остаде потускнело в веках как масло на его небольших полотнах. Но этот мир не был бы этим миром, если бы не нашлись люди, вдохнувшие новую жизнь в холст голландца самым невообразимым образом.

Спустя три столетия после кончины малого голландца ушла эпоха бронзовых канделябров и целебного кровопускания. А на смену ей пришло время кефира в стеклянных бутылках с крышечками из фольги и горчичников. В эти спорные времена молодой подающий надежды врач из города Куйбышев был сражён репродукцией «Драки», когда просматривал журнал «Огонёк» под бурчание чёрно-белого телевизора о перевороте в Кампучии.

Получив первую же премию, врач отправился к своему знакомому художнику в ветхом берете и очках с роговой оправой из той породы, что продаёт берёзки на пешеходных улицах. Куйбышевский живописец получил от лекаря заказ на создание копии творения Ван Остаде только в куда более солидных размерах, чем 25 на 33,5 сантиметра, которые мог себе позволить бедный голландский художник. Советский врач, получивший премию, мог гулять гораздо шире. В итоге, размеры вышедшей копии не дотягивали до «Торжественного заседания Государственного совета» Репина или «Боярыни Морозовой» Сурикова. Но были ближе к габаритам этих эпических полотен, чем к «Драке» в оригинале и, тем более, её репродукции в «Огоньке». И фигуры крушащих друг друга пьяных крестьян стали эпичнее, чем фигуры советских вождей в монументальной пропаганде на закате эпохи Брежнева.

Куйбышевский врач принёс полотно домой и повесил его над супружеским ложем. Спустя 9 месяцев 8 сентября 1976 года на свет появился Федул Жадный…

Презентация "Веры в Брежнева". 18 ноября - Самара, 19 - Тольятти, 22 - Питер, 24 - Москва.
Previous post Next post
Up