Нет плохих учеников ...

Jul 28, 2021 11:00

"Нет плохих учеников, есть плохие учителя" одна из советских поговорок любимая нерадивыми учениками и их родителями.
"Кроме меня", - добавил В.Шаталов.
[Составлено по мотивам новости про Алису, сдавшей экзамены в МГУ]
В 1984 году были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы».
Уже в 1987 году стало звучать, что "реформа буксует", поэтому было решено "выпустить на сцену" учителей-новаторов.
"Шаталов", "метод Шатлова", "система Шаталова", - звучало на педсоветах, конференциях, собраниях, по радио.

Основное: Шаталов сделал так, что у него ВСЕ ученики являются отличниками по математике.
И звучало это как упрек всем учителям. Но в чем суть метода не говорилось.

В библиотеке появилась книга Шаталова, но в которой он просто писал, какой он гений.
Например, когда в школе заболела учительница украинского языка, он вел уроки математики на украинском.
Что надо делать, чтобы все ученики стали отличниками, было совершенно непонятно.

Потом подключилось телевидение.
Сначала показали фрагмент объяснения Шаталовым про четырехугольник, вписанный в круг.
Вместо стандартных обозначений углов ABCD он использовал кириллицу, чтобы получило слово. Уже не помню какое, но оно позволяло быстро запомнить,
что "Если четырёхугольник вписан в окружность, то суммы величин его противоположных углов равны 180°".
А дальше пошло типа интервью, из которого опять же было непонятно, в чем состоит "система Шаталова".
Просто в использовании мнемоник типа "Каждый охотник желает знать ..."?

Потом был показан целый цикл передач о системе Шаталова.
В одной из них было просто обсуждение, в котором принимал участие и Валерий Адольфович Рыжик, по чьей программе я учился (смотри Мое школьное образование: 239 ФМШ).
Вот почти дословно, что он говорил:
"Когда я слышу, что все ученики у Шаталова достигают больших успехов в математике, у меня слюни текут.
У меня так не получается. Но я не понимаю, в чем состоит "система Шаталова". Расскажите про нее, чтобы я мог ее использовать".
Ответа так и не прозвучало.

В конце цикла было показано два открытых урока, проводимых Шаталовым.
Первый урок в один день, второй - на следующий день.
Уже на первом уроке ученики допустили две или три ошибки, но Шаталов их не отметил и не исправил.
Причем, урок проводился по абсолютно стандартной схеме, ничего особенного.
Надо ли говорить, что на следующий день все математики в нашей школе это бурно обсуждали.
"Гора родила ... ошибки???!!!".

Позже, то ли в новой книжке Шаталова, то в передаче, наконец, была описан суть "системы" - опорный конспект.
Но почти одновременно появилось "письмо" от родителей учеников Шаталова, в котором говорилось, что суть системы - это просто натаскивание.
Что дети сутками занимаются математикой в ущерб остальным предметам.
В-частности, что кроме достаточно объемистых домашних заданий детям даются недельные задания.
(В 239 школе они тоже давались, но это - специализированная школа).
Было ли письмо настоящим, - не знаю, но в какой-то момент систему Шаталова перестали упоминать вообще.


P.S. А через несколько лет телевизор заняли Кашпировский с Чумаком ...

образование

Previous post Next post
Up