Как я уже написал здесь, в 1977 году, после 8-класса, вместе с двумя одноклассниками и одной одноклассницей мы пошли поступать в 239 физико-математическую школу. [Читать далее...] Принимали в школу просто по свидетельству об окончании 8-го класса и собеседовании с директором. Одноклассница была круглой отличницей, а мы были просто хорошистами с пятерками по физике и математике. Возможно, что были некие рекомендации от директора 437 школы, но мне это не ведомо.
239 сильно отличалась от обычных школ и даже от районных ФМШ. Эти отличия я и перечислю.Организационные отличия 1) Отсутствие дневников. Было сказано, что мы достаточно взрослые, что мы учимся не для родителей, а для себя. Поэтому надзор за нами не нужен.
2) Часы по всем предметам были сдвоенными (как в вузе). То есть, каждый день у нас было (только) 3 урока.
3) Классный журнал в начале дня забирала из учительской староста класса, и мы его носили весь день с собой. В обычных школах выдавать учащимся журнал было строго запрещено.
4) По физике и математике учебников не было. Мы вели конспекты, которые никем не проверялись. Контрольные/проверочные, коих было много, выполнялись только на листочках. Были еще недельные задания, - они выполнялись в отдельной тетрадке.
5) Домашние задания по физике и математике самими учителями не проверялись. Просто учитель на следующем уроке спрашивал у каждого оценку. Алгоритм простой: если задано, например, 20 примеров, то если решил 20 - 5 баллов, 19 - 4 балла, 18 - 3 балла, меньше - 2. Особо сложные/интересные примеры разбирались у доски.
6) В сентябре двойки не ставились. Так сказать, время на адаптацию. Представьте себе, приходят новые ученики в 9-й класс, которые вообще забыли как выглядят двойки, а им говорят, что сначала их ставить не будут. Потом-то они понимают, почему не ставят... Некоторые уходили из школы в первые месяцы. Наша отличница тоже ушла.
7) В то время в 8-10 классах обязательно проводился каждую неделю урок политинформации. В 239 школе этот урок разбили на 10-минутки перед каждым первым уроком (кроме субботы).Математика 5 раз в неделю по 2 часа. Учились по новой программе, разработанной Рыжиком В.А. Кто из вас слышал про аксиомы арифметики? А мы ее изучали. Вообще весь курс был очень ёмким и четко построен. Я до сих пор под впечатлением. Многие вещи настолько "вбиты в подкорку", что кажется, что с ними родился. Задачи вступительных экзаменов в технические вузы вообще у нас шли "как семечки". Когда нас выпустили, то все вузы были предупреждены, что мы будет сдавать устную математику по-другому. Мой вступительный устный экзамен по математике длился так: полчаса на оформление плюс 1 минута на сдачу экзаменатору. Он даже читать не стал, что я написал, спросил из какой я школы и попросил нарисовать график функции arctg(x) + arcctg(x). На письменном экзамене вообще не думал, просто аккуратно полчаса писал решения на чистовик. Когда принес листочки комиссии, они мне говорят: "Что же Вы так сразу сдаетесь? Может, посидите еще, подумаете?". То, что я уже все решил, сначала их обескуражило, а потом спросили из какой я школы.Физика 3 раза в неделю по 2 часа. Понравилось, что сразу же нам заново давали ту физику, что мы изучали в 6-8 классах, но уже на более высоком физическом и математическом уровне. Радиус-вектор; скорость, как его первая производная; ускорение - вторая; и так далее. Правда, на вступительном экзамене мне это не очень помогло (смотри Почему я за ЕГЭ), в самом вузе проблем и с физикой, и с электротехническими предметами не было.Другие предметы Вообще, поблажек не было ни по одному предмету, везде требовали полной отдачи. Но где-то через полгода мы все приспособились, и научились "шланговать".Туристский клуб "Шаги" Если бы школа не называлась физико-математической, то ее назвали бы туристической. Регулярные слеты (минимум в осенние и весенние каникулы); походы, включая зимние (Карелия, Хибины, Горная Шория и прочее); занятия по туризму и соревнования... Резюме Если посмотреть победителей олимпиад по физике и математике тех лет, то это, в-основном, учащиеся 30 и 239 школ, а также 45 интерната. При этом, нельзя сказать, что в 239 школе все ученики талантливы или гении. Просто достаточное неглупые хорошо образованные дети. И в ближайшую секцию бокса из нашей школы ходило немало учеников.
Правда, 239 школу очень не любили в РОНО, так как она портила показатели успеваемости в районе. Да, был еще и "еврейский вопрос".