В Женеве комитет ООН рассмотрел доклад представителей России о выполнении Конвенции против пыток. Ранее члены комитета говорили о своей обеспокоенности положением заключенных, отбывающих наказание в российских тюрьмах.
По словам одного из авторов доклада - замминистра юстиции РФ Георгия Матюшкина, за последние годы в России был предпринят целый ряд мер по борьбе с пытками и грубым обращением с заключенными.При этом Матюшкин отметил, что в последнее время значительно улучшились условия содержания в СИЗО и российских тюрьмах, как находящихся под следствием, так и осужденных за различные преступления.
Однако многие эксперты сходятся во мнении, что вопреки официальным отчетам, Конвенция против пыток продолжает нарушаться. О гуманности в системе ФСИН по-прежнему говорить не приходится. Ежедневно в правозащитные организации поступает множество жалоб на жестокое обращение с заключенными. Но и эту статистику нельзя считать полной, ведь очевидно, что большинство нарушений со стороны сотрудников пенитенциарной системы, вероятно, так и не выходит за пределы тюрьмы.
Пытки и издевательства стали привычным делом в российских СИЗО и колониях. Обычно этими «методами» из заключенного выбивают необходимые показания. Истинность показаний в этом случае никого не интересует. Более того, эта жестокая практика используется по всей стране. Многочисленные доказательства этого зверства то и дело появляются в виде видеороликов в Сети. Так выжившие после пыток сотрудников ФСИН пытаются рассказать о том, что им пришлось пережить, и привлечь внимание не только общественности, но и заставить реагировать на эти преступления правоохранительные органы.
Иногда видеозаписи с издевательствами попадают в руки родственников. Сотрудники колоний порой сами отправляют такие записи с издевательствами родственникам осужденного с целью выбить денег за условно-досрочное освобождение. Но, как показывает практика, даже при наличии таких неоспоримых доказательств, сотрудникам пенитенциарной системы удается избежать ответственности за свои зверства.
В борьбе с этим злом, не помогло даже принятие закона об общественном контроле и создание общественных комиссий для наблюдения за местами лишения свободы. Эти инициативы разбились о современные реалии. Ведь механизм постоянно подвергается воздействию со стороны органов власти, это были вынуждены признать и сами правозащитники.
И до сих пор российские заключенные остаются одним из самых незащищенных социальных классов.
ФИЦ «Аналитика и Безопасность» ведет собственное независимое расследование по выявлению фактов коррупции, а также превышения должностных полномочий в структуре ФСИН.
По имеющейся у нас информации, сложившуюся обстановку в ведомстве можно назвать прогрессирующе-криминогенной. За последнее время во многих российских исправительных учреждениях, возможно, усилилось влияние криминалитета. Это признают и сами власти.
В конце октября в Общественной палате Иркутской области состоялся круглый стол, посвященный этой проблеме. Криминальные авторитеты - единственныеосужденные, которые ощущают себя «на зоне» вольготно.
ФИЦ располагает информацией, полученной в ходе расследования, что ощущение безнаказанности возникает у них благодаря высокопоставленным покровителям, а именно, сотрудникам самого ведомства.
Однако не во всех колониях «хозяйничают» «воры в законе». Иногда в исправительных учреждениях «заправляют» и сами сотрудники ФСИН. Но для простого гражданина, отбывающего свое наказание, это не является гарантией безопасности в местах лишения свободы. Пребывание в тех исправительных учреждениях, где контроль осуществляют сотрудники пенитенциарной системы, становится настоящей пыткой для заключенных в прямом смысле этого слова.
Несмотря на многократные заявления высшего руководства ФСИН России о гумманизации и правах человека, назначенный недавно главой ФСИН Геннадий Корниенко не смог или, возможно, не пожелал устранить наиболее одиозные привычки своих подчиненных.
Процедура «приемки» прибывающих в колонию осужденных предполагает их временное содержание сначала в карантине, затем, как правило, они проходят медицинский осмотр, а также им объясняют их права и обязанности.
Однако во многих колониях реальная «приемка» выглядит иначе. Из последних громких случаев, просочившихся в прессу, можно вспомнить случай в калмыкской ИК-1 «Салын».
Так, по словам представителя Общероссийского общественного движения «За права человека» Владимира Галитрова, все вновь прибывшие подверглись многократному избиению.
- Сразу по прибытию все осужденные, более 60 человек, подверглись избиению при помощи специальных средств (резиновые палки), физической силы, - сказал Галитров. - После этого осужденных поместили в этапное помещение, где избиения продолжились. Он также отметил, что пострадавшим не оказали медицинскую помощь и, более того, сами побои не были зафиксированы ни в одном документе.
А активистка общественного движения Элина Марзоева добавила, что «беспредел, учиненный над прибывшими этапом, происходил на глазах у проверяющих», а именно, комиссии из УФСИН по Калмыкии и прокурора Республики Сергея Табельского.
Стоит отметить, что большая часть заключенных прибыли из Северной Осетии-Алания. Узнав о бесчинствах сотрудников колонии, глава республики Северной Осетии-Алания Таймураз Мамсуров лично обратился к главе Калмыкии Алексею Орлову с просьбой «оказать содействие в защите жизни и здоровья осужденных из Осетии».
- Вы знаете, что такое приемка? - спросил журналистов один из пострадавших от тюремного беспредела. - Это когда новых заключенных просто-напросто ломают через избиения, чтобы они потом пикнуть не смели в адрес сотрудников колонии, чтобы их приказы любые исполняли безропотно. Прибывших избивали дубинками, ногами. У них ребра переломаны, на теле множественные синяки и гематомы. Двоих из них увезли в тяжелом состоянии в санчасть.
- В день, когда прибыл этап из Северной Осетии, во двор колонии заехал КамАЗ с бойцами спецназа, - добавила Мария Плиева, известный осетинский блоггер. - Машина встала таким образом, чтобы закрыть обзор всем остальным осужденным. Как только новая партия спустилась во двор, из кузова автомашины выскочили люди в масках, вооруженные дубинками, некими предметами с шипами и стали избивать беззащитных граждан. Не зная, как остановить этот беспредел, другие осужденные - лица осетинской национальности, понимая, что расправляются именно с их земляками, пошли на отчаянный шаг. Они совершили массовый акт членовредительства - самосожжения, с нанесением себе колото-резаных ран шеи и рук.
Поначалу подчиненные главы ФСИН России Геннадия Корниенко отрицали, что устроили массовое избиение вновь прибывших заключенных. Но через несколько дней, 5 ноября, после предъявления неоспоримых доказательств, руководство колонии «Cалын» и лично глава УФСИН по Калмыкии Виктор Авласов, частично признали произошедшее.
Произведет ли какие-то кадровые перестановки глава ФСИН Геннадий Корниенко в связи с произошедшим ЧП пока неизвестно.
По мнению руководителя ФИЦ «Аналитика и Безопасность» Руслана Мильченко, жестокость по отношению к заключенным - один из «стандартных» методов воздействия сотрудников колоний для достижения «нужного» эффекта.
- Интернет и СМИ пестрят историями о пытках, невыносимых издевательствах над заключенными. Но даже если учитывать тот факт, что человек, преступивший закон, осознанно его нарушил и теперь отбывает заслуженное наказание за совершенное преступление, суд не приговаривал человека к изнасилованиям, избиениям и издевательствам, которые происходят на территории исправительных учреждений, - говорит Руслан Мильченко.
Глава ФИЦ считает, что если заключенного на протяжении всего срока отбывания наказания постоянно унижают, то это ни в коей мере не способствует его исправлению, а напротив, ужесточает его еще больше.