Apr 21, 2010 01:37
«Гладиаторы - это наше все!»
римляне
Зрелища для людей античности - это не просто развлечения, это важная часть общественной жизни. Зрелища: театральные представления, скачки на колесницах, гладиаторские бои (кроме тех, которые устраивались в память умершего родственника) приурачивались к религиозным праздникам и были их составляющими. Статуями богов украшались все места, предназначенные для массовых зрелищ. Люди античности были не менее религиозны, чем мы. Благополучие государства связывалось с расположением к нему богов, а расположение богов с угодными богам формами их почитания на государственном уровне. Таким образом, зрелища были актами общественного почитания богов, также и демонстрацией народного единства. В римских амфитеатрах вплоть до эры Августа не было фиксированных мест. Принято было садиться, куда попало, женщины сидели рядом с мужчинами, сенаторы с плебеями. Нет, конечно, сенаторы выкупали для себя хорошие места, но такой порядок не был официально закреплен. Римский народ в театре был представлен как бы «без чинов и званий». Август же предназначил для сенаторов и всадников первые четырнадцать рядов амфитеатра, и выражение «четырнадцать рядов» стало в Риме ходячим, аналогичным нашим «сливкам общества».
Гладиаторские бои отнюдь не были простой схваткой вооруженных людей. К ним применялись строгие эстетические каноны. Песочное покрытие арены обновлялось после каждого боя. Помимо всего прочего, уборка арены была еще и символичным актом. Арена всегда представляла собой как бы «табула раза», чистую доску. Выходили гладиаторы всегда через одни вороты - уходили после боя через другие. Вопреки распространенному убеждению тела погибших не уволакивали с арены крючьями, а уносили на носилках или увозили на специальных тележках. Знаменитая фраза «Идущие на смерть приветствуют тебя!» прозвучала лишь единожды, в 52 году, когда император Клавдий устроил на Фуцинском озере недалеко от Рима потешное морское сражение, в котором «сицилийцы» сражались против «родосцев» и, судя по отсутствию данных, в обиход гладиаторских боев так и не вошла. Также под вопросом не менее знаменитый жест, каким, якобы, римляне обрекали гладиатора на смерть: большой палец вниз. Ни на одном античном изображении этот жест не представлен. К тому же в больших амфитеатрах этот жест был бы не виден. Предположительно, в проходах между секторами амфитеатра стояли особые служители, которые определяли настроение в своем секторе: смерть либо помилование для гладиатора, и передавали его устроителю, который и подавал знак гладиаторам на арене.
За поединком гладиаторов следили судьи, один или два. Почти на всех изображениях гладиаторских боев можно видеть граждан в полосатых косоворотках. С арены они не уходили, непосредственно наблюдая за ходом боя.
Само поведение гладиаторов на арене было подчинено эстетическим требованиям. В гладиаторах все должно было быть прекрасно, даже имена. Варварские имена считались некрасивыми и не допускались, зато в изобретении прозвищ всякая умеренность отсутствовала. Гладиаторам давали имена животных и птиц, иногда, на наш взгляд, не самых подходящих, так наряду с гладиатором по имени Лев, существовал и гладиатор по имени Голубь. Имена мифических царей и героев: Геркулес, Эномай, Атлант, эпитеты богов: Гермес, Громовержец, имена-пожелания: Феликс (счастливый), Модерат (усмиряющий), Триумфус. Помимо класса фехтования, безупречным должно было быть и поведение гладиатора. Распространено убеждение, что гладиаторов гнали в бой каленым железом и кнутами, так вот, если бы дело дошло до кнутов, представление можно было бы закрывать. Для римлян это выглядело бы так же, как если бы посреди «Гамлета» главный герой забыл текст и ушел за кулисы освежить его в памяти. Обнаружить трусость или нежелание сражаться были самыми большими грехами для гладиатора. Если это происходило, публика приходила в возмущение, на арене она хотела видеть образцы беспримерной отваги. Даже умирать гладиаторы должны были с высоко поднятой головой. Вот что пишет об этом Цицерон:
«Вот гладиаторы, они - преступники или варвары, но как переносят они удары! Насколько охотнее вышколенный гладиатор примет удар, что постыдно от него ускользнет! Как часто кажется, будто они только о том и думаю, чтобы угодить хозяину и зрителям! Даже израненные, они посылают спросить хозяев, чего те хотят, - если угодно, они готовы умереть. Был ли случай, чтобы даже посредственный гладиатор застонал или изменился в лице? Они не только стоят, они и падают с достоинством; а упав, никогда не прячут горла, если приказано принять смертельный удар».
Судя по этому отрывку, класс гладиаторов в республиканские времена был выше, чем в имперские, когда случалось, что гладиаторы сражались кое-как и возмущали этим публику. Этому факту можно найти объяснение. В республиканские времена гладиаторские бои - самый простой, хотя и не самый дешевый способ добиться симпатии народа, а, как следствие, доверия и голосов на выборе. В условиях ожесточенной политической борьбы, сопровождавшей последние десятилетия Республики, гладиаторские бои были мощным средством политической рекламы. Но только в том случае, если они были удачны. Неудачные бои делались столь же мощным средством антирекламы. Плохие гладиаторы означали их дешевизну, а дешевизна - попытку сэкономить на согражданах. Бои, описанные Петронием в «Сатириконе», пожалуй, были ночным кошмаром политика времен Красса и Помпея:
«Дал гладиаторов дешевых, полудохлых, - дунешь на них, и повалятся; и бестиариев видывал я получше; всадники, которых он выставил на убой, - точь-в-точь человечки с ламповой крышки! Сущие цыплята: один - увалень, другой - кривоногий; а тертиарий-то! Пожалуй, еще фракиец был ничего себе: дрался по правилам. Настоящие зайцы. Он скажет: "Я вам устроил игры", а я ему: "А мы тебе хлопаем". Посчитай и увидишь, что я тебе больше даю, чем от тебя получаю.»
Ланисты получали огромные деньги за свой товар, и прилагали все усилия, чтоб товар соответствовал стандартам. «Умереть, как гладиатор» - римское выражение, созвучное нашему «умереть, как герой». Отвага, презрение к смерти были профессиональной обязанностью гладиатора и настолько ассоциировались с их поведением на арене, что римский историк Флор, описывая последний бой спартаковцев пишет: «…они погибли смертью, достойной храбрых людей, сражаясь не на жизнь, а на смерть, что было вполне естественно в войсках под начальством гладиатора».
«Разбор полетов», суд публики по окончанию боя - обязательная часть программы. Победитель получал символическое вознаграждение: пальмовую ветвь или лавровый венок за особенно удачный бой, и денежное вознаграждение (впрочем, неизвестно, была ли такая практика распространена в республиканские времена) Вознаграждение деньгами вручал победителю устроитель боев, для чего гладиатор поднимался с арены к нему в ложу. Суммы возгнаграждений были значительны. В имперское время их ограничили: до одной четвертой стоимости свободного бойца и одной пятой - раба. Судьбу побежденного гладиатора решала публика. Если гладиатор сражался отважно, он мог рассчитывать на помилование (видимо, отчасти этим объясняется дейсвтительно безукоризненное поведение гладиаторов на арене. Им внушали по-хорошему, что демонстрация отваги сильно повышает их шансы на выживание) труса же или неумелого бойца ожидал смертельный удар, который он, тем не менее, принимал мужественно.
Ответ