Сумасшедшие Дни Народного Ополчения
https://boomstarter.ru/projects/381664/57598ТРАДИЦИИ ПАНКРОКА
В советском союзе порой выходили совершенно шедевральные релизы традиционной музыки. "Мелодия" выкупала старые записи у других стран и знакомила с ними общественность. Кроме зарубежной традиционной музыки, единственный в стране лейбл-монополист издавал и русский фольклор, собранный по деревням и исполненный заново разными ансамблями. Лучшим среди них тогда был ансамбль Дмитрия Покровского. Они в самом деле мотались по глубинке, находили старух и стариков, которые пели им никому не известные песни. Как и любое народное творчество, эти песни устно передавались от поколения поколению. Ансамбль Покровского много выступал в Ленинграде. Я ходил на каждый концерт, они были очень заводные. В традиционной русской музыке не было ничего балалаечного, не было даже "трех аккордов". Всё, что нам пичкали под видом "русского, народного" выросло из романсов и частушек рубежа 19-20 веков. Истинно народная русская музыка была проста, как панкрок. Песня строилась на одном-двух аккордах и могла длиться столько, сколько пёрло исполнителей и слушателей. Это был дух пост-панка, панк-джаза, который я пропагандировал в наших записях.
Click to view
Совсем другая история - светская музыка древней Японии, Гагаку. Пластинка с Гагаку вышла в СССР в конце 70-х, но сама запись была сделана в 1964. Это была самая любимая наша с Рикошетом пластинка из традиционной музыки. Рикошет вообще тяготел ко всему японскому. А меня просто завораживал звук неизвестных мне инструментов. Кроме барабанов и флейты, я не мог даже представить, как они выглядели. Это сейчас вы можете открыть Википедию и прочитать, что тот самый тягучий "дрон" игрался на японском "органе". Что там были струнные, смычковые и щипковые. А в те глухие и темные времена, трек Этенраку вызывал у меня мурашки. В самой первой группе "Резиновый Рикошет" мы пытались воссоздать некоторые приемы Гагаку. В приложении вы найдете эти треки. Гагаку звучит одновременно жутко и релаксирующе.
Click to view
Еще одним открытием для меня были африканские барабаны и распевки. Они звучали так же просто, как d-beat (Discgarge, GBH, Exploited). И вводили в такой де транс. Причем запевы и хоры звучали, как стадионные кричалки. К тому же меня восхищало фантастическое чувство ритма, присущие африканцам. Я учился у них чувствовать полиритмию, когда голоса поют поверх бита как будто в совершенно другом темпе. Сейчас, даже приехав в Африку трудно уже найти таких исполнителей. Afrobeat и reggae сильно изменили музыкальную картину континента. У меря со школы была пластинка Mosambique, которую, так же, как и "Second Edition" Public Image, я заслушал до дыр. Забавно, что моя мелкая дочь обожала эту пластинку, просила заводить её каждый день по сто раз. А потом выучила и пела все Ночные Серенады Моцарта (в четыре года!) Так она и попала в музыкальную школу в класс скрипки. И теперь живет в Англии.
Click to view
Все эти вещи оказали влияние на Народное Ополчение и Отдел Самоискоренения. Песня "Скоморошина" ОС была откровенно написана под влиянием русского фольклора. Финальный трек "Сума?шедшего Дня" под названием "Чушь" был попыткой записать "русское многоголосие". Песня строилась на ладовой гармонии, в ней ничего не менялось, кроме пары аккордов в гитаре. И только финальная модуляция уводила трек в инструментальную коду. Текст был написал Мариной Строгачевой. Мы попытались спеть трек с Алексом, но он не врубался и голос у него звучал слишком отъявленно. И тогда он согласился просто играть на басу, пока мы с моей сестрой Аней-Анти пели дуэтом. Пока вы слушаете, вам будет казаться, что что-то в этих треках звучит неправильно. Это барабаны сыгранные Димой Бучиным на слабую долю, как в треке "Houses Of The Holy" Led Zeppelin с альбома "Physical Graffiti". В коде происходит переход в сильную долю. Тот же приём я использовал в "Скоморошине", я сам играл и пел. И еще кричал Ослику (на гитаре) и Алексу (на басу), когда переходить на второй аккорд. Под впечатлением от "Скоморошины" Ослик принес музыку на стих Алекса "Поколения".
Click to view
Среди любимых пластинок были раги Рави Шанкара. У раг есть, как я потом узнал, строгая конструкция, на которой строится импровизация. Очень многие фразы и куски музыки заучиваются. Они никогда не записывались. Их передавали учителя ученикам, показывая на инструментах. Как делали мы в наших группах. Как делал Myles Davis, как мне кажется.
Африканский бит мы использовали в аранжировках песен для "Сума?шедшего Дня". Первая версия песни "Топот Загона" была менее фанковой, но более африканской. Вообще, музыку Отдела Самоискоренения можно разделить на две характерные части. Это песни с четко продуманной аранжировкой. И песни, сыгранные импровизационно, построенные на очень простых базовых аккордах, риффах, идеях. У них нет четко выраженной формы, кажется, что монотонный бит не имеет никакого развития, кроме нагнетания. В этом состояла цель - достижение транса, погружения в эмоциональное состояние, соответствующее тексту и идее конкретной песни.
Click to view
И хотя Аркадий Северный (в качестве представителя народного творчества) был для Алекса куда более влиятельным ориентиром, он доверял моему вкусу. И я в Народном Ополчении старался еще дальше развивать принцип спонтанного "народного" музицирования. Так было легче играть с ребятами, которые приходили редко, времени было мало, что-то серьезное и сложное запоминать вовсе не хотелось никому. Нам нужен был быстрый и максимально легкий результат. Так делались наши шедевры, которые влияли на музыкантов того времени. Именно поэтому так много разных музыкантов стремились хотя бы раз записаться на студии BEGEMOTION Records. Просто, это было интересно!
И теперь наша задача - передать традицию другим поколениям. Мы не имеем права вымирать, как древние египтяне, унося с собой свою культуру. Народное Ополчение - часть истинно русской культуры и истории. Я не стебусь, чуваки, это правда! Давайте закроем проект по сбору средств, "выполнив и перевыполнив намеченный план" (как говорили в СССР). Даешь сбор средств досрочно!
[пост с треками вКонтакте]
https://vk.com/wall2295289_13156