Про новые впечатления в старом месте (ч2) Полёт

Jul 16, 2012 17:47



Как я уже рассказал, подготовка пароплана была закончена и можно было отправляться в полёт. Мы долго препирались, кому быть первым, но спор решила больное колено Галины Владимировны. Ей тяжелее спускаться вниз, чем лезть вверх, а первый полёт должен закончиться на горе, у точки старта, чтоб можно было снова взлететь с того же места. А чтоб не тащить пароплан с горы к лагерю, где осталась машина, заключительный полёт должен окончится внизу, в долине, и первому, придётся не только идти вниз по тропинке, но и тащить на себе пустые сумки, своё снаряжение и личные вещи, коих, правда, было немного. Поэтому выпало ходить ему, задире лететь первым мне. Фотоаппаратом пользовался рождённый ползать, поскольку рождённый летать ведёт видеосъемку в полёте.
    Не только снаряжение, но и всю экипировку, и видеокамеру для съёмки себя любимого в небе, разумеется, привёз Дмитрий. Помог надеть шлем, подвесную систему,сцепил её со своей, позвал страхующего, поскольку без чужой помощи тандему трудно взлететь.


      





Толи дело полёт на пароплане в одиночку! Пилот поднимает крыло, поймав ветер,



разбегается в три четыре шага по склону и - в воздухе.

      


Пилоту тандема надо разгоняться с не обученным пассажиром, да ещё и тесно прижавшись к его спине, что малореально.

      

    Кстати, наш взлёт, как после сказала жена, высоко оценили другие парапланеристы. Это не мне похвала, а Дмитрию и нашему страхующему, - стартовали с места, сделав один шаг. И вот уже земля быстро удаляется вниз.

      


После первого же разворота увидел Галину Владимировну в виде маленькой красной точки.


    Я в ожидании полёта думал, каково это болтать ногами в пустоте. Оказалось совсем и нестрашно. Чувствуешь за спиной руку опытного пилота, да и вообще, ощущение нереальности происходящего, словно сидишь в кинозале перед громадным экраном, только ветер гудит в проводах в стропах пароплана...


    Как выяснилось, во время полёта, паропланеристы кружат на небольшом участке долины. Полёты выполняются вдоль северного склона горы Зинки. По ущелью идёт поток воздуха, горный бриз, и ударяется о скалы, стоящие поперёк его движения,


про них я уже упоминал. Это является причиной возникновения восходящих потоков, которые ловит пилот, чтоб удержать летательный аппарат. При высоте места старта над долиной около 130 м мягкий восходящий поток поднимает пилота на высоту 500-700 м над долиной. Парапланеристы, по крайней мере, тандемы, при начале набора высоты, прижимаются к самым скалам, пролетая метрах в десяти - пятнадцати, что по началу, страшновато, а не зацепимся ли...



В само Чегемское ущелье залетать нельзя, - поток слишком неустойчив и опасен хотя (опытные спортсмены умеют его укрощать), а удаляться от скал в долину тоже не стоит, - восходящий поток потеряешь. Поэтому, "пони бегают по кругу и круги в уме считают". Примерно две - две с половиной минуты на круг и так сорок минут... Через полчаса это стало, честно говоря, надоедать. Хотелось всё-таки разглядеть подробнее Чегемское ущелье вверх по течению, но появлялась лишь вертикальная скала на противоположном берегу Чегема, да и то, на доли секунды в момент разворота.



    С каждым кругом высота становится всё больше. Сначала на проплывающие скалы смотришь снизу вверх, потом их вершины оказываются на уровне головы и вот уже проплывают под ногами, удаляясь всё дальше и дальше.



Уже и людей внизу трудно разглядеть,


зато другие крылья пролетают в непосредственной близости, одни выше нас,



а другие, типа этого Бэтмана, ниже.



Внизу хорошо видны светлые полосы в траве, - остатки древнего городища.





    Несмотря на то, что набираешь высоту, виды меняются слабо, поскольку окружающие горы всё равно уходят в облака, возвышаясь над тобой. Единственно, начала открывается дорога в Чегемском ущелье, поскольку, на большой высоте мы немного залетали в него, заглядывая за хребет Зинки. Но всё равно, открывалась она на считанные секунды.


    Поднялись метров на триста с лишним, от места старта, плюс высота самой горы, с которой взлетали, но парапланеристы - одиночки летали много выше нас.




Поле моего приземления



кресло пассажира перешло к Галине Владимировне. Подходящего по размеру, а она девушка не маленькая, комбеза не нашлось, пришлось ограничиться тёплой курткой...




      





Пароплан вновь возвращается к точке старта и приводится в рабочее состояние. Всё готово к новому полёту.

      

    Её полёт оказался куда более экстремальным. Ещё заходя на посадку со мной, пилот опасался, что ей может не хватить времени на полноценный полёт из-за резкого ухудшения погоды. Ветер усилился, стал холодным и влажным, облака заклубились сильнее и солнце стало пропадать всё чаще и дольше. Старт был чуть менее удачен, страхующие сплоховали, да и Галина раньше времени попыталась усесться в кресло подвески. Казалось, оторваться от земли с первого раза не удастся, но Дмитрий сумел выровнять пароплан и уйти верх.(снято фотоаппаратом)






Уже высоко в воздухе обнаружилось, что видеокамере переполненная flash-ка, а запасная лежит в боковом кармане комбинезона пилота под телефоном, да и сам карман плотно прижат подвесной системой пассажира. Он "передал управление" Галине, ну дал подержать клеванты, пока сам шарит по карманам, извлекает, телефон, за ним flash-ку и заменяет её в видеокамере. Она справилась с этой "сверхсложной задачей", что прибавило ей впечатлений от полёта.Весь полёт она непрерывно болтала с пилотом, отвлекая его от исполнения обязанностей, и, когда они пролетали надо мной, с небес доносились неразборчивые звуки её радостного голоса...






    Всё прошло благополучно и Галина Владимировна, хоть и замёрзшая, но в состоянии эйфории, через сорок минут вернулась на землю, побывав при этом на несколько большей, чем я, высоте.



Пришёл на место предполагаемой посадки, готовился к встрече. Думал, сядут рядом со мной, а ветер подхватил крыло, причём дважды, и до места реальной посадки, мне пришлось бежать...




После полёта посидели в лагере парапланеристов, Полюбовались на летающие парапланы, коих становилось в небе всё больше и больше.



В некоторые моменты можно было насчитать семнадцать-восемнадцать крыльев, рассекающих небо над хребтом. Это приехала большая группа новичков,



которых проинструктировав,



и оказав помощь в подготовке паропланов, отправили в полёт. Все новички, в отличие от ветеранов-профессионалов ходили в новеньком, "с иголочки" лётном снаряжении, поэтому были легко узнаваемы.






Отобедали в столовой, где две местные женщины готовят замечательную шурпу, манты и хычаны. К достоинствам этого места относятся предсказуемость погодных условий и доброжелательность местных жителей, которые очень заинтересованы в развитии туризма в этом районе. Вкуснейший чай из горных трав и домашнее вино. Так что точка полётов оказалась восклицательным знаком. На следующий день Дмитрий привёз нам в гостиницу диски с переписанными на них видеофильмами, снятыми нами самими в воздухе.
    Снятое видео пока показать не могу, поскольку двадцать раз смотреть на экране повторяющиеся виды ещё утомительнее, чем сидеть в подвесной системе и глазеть, несмотря на окружающую красоту... Надо нарезать короткие клипы и смонтировать их, чтоб получился короткий интересный фильм, но Move maker, - стандартная Windows-программа не принимает этот формат, а другими инструментами я пока на владею.
    Про парапланеристов ещё песен не сочинили, зато будет тут уместна близкая по смыслу шаовская, которую Тимур Султанович написал для друзей-дельтапланеристов или, как они себя называют, "дельтапланерастов". Она так и называется: "Песня дельтапланериста", правда очень уже старая, одно из давнишних, практически, первых его творений, поэтому автор многожды её пытался её переделать, чтоб песня соответствовала реалиям сегодняшнего дня (поскольку многие её персонажи уже убыли в мир иной), но время идёт и она вновь устаревает, а публика обожает и требует спеть вновь и вновь...



После полётов Дмитрий отвёз нас посмотреть "Город мёртвых", расположенный в нескольких километрах выше по течению Чегема, но это уже совсем другая история...
TO BE CONTINUED


записки путешественника, Кавказ, экстрим, Кабардино-Балкария, пароплан, Чегемское ущелье

Previous post Next post
Up