Сегодня день рождения Валерия Павловича Чкалова. Для меня это, пожалуй, единственный несомненный герой России ХХ века. Когда начинаешь читать о событиях его жизни (пусть даже, несколько приукрашенных, поражаешься, - и это уместилось в тридцать четыре года жизни! Такое впечатление, что его годы были спрессованы, сжаты, как пружина. Другим потребовалась бы не одна полноценная жизнь чтоб
прожить одну чкаловскую.
1904 - 2 февраля в селе Василёво Нижегородской губернии родился Валерий Павлович Чкалов.
1919 - работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. Уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в авиационный парк в Нижнем Новгороде.
1921 - школа ВВС в Егорьевске.
1922 - Борисоглебская военно-авиационную школа лётчиков.
1923 - Московская школа высшего пилотажа и Серпуховская высшая школа воздушного боя.
1924 - лётчик-истребитель Чкалов направлен в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью. Был лихим лётчиком часто совершал рискованные полеты (один пролёт под Троицким мостом, если это не легенда, чего стоил!), но имел серьёзные проблемы с дисциплиной.
1925 - осуждён военным трибуналом к 1-му году лишению свободы за драку в пьяном виде, затем срок был снижен до 6 месяцев.
1927 - Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Эразмовне Ореховой.
Завоевал первый приз за лучшее выполнение фигур высшего пилотажа на истребителе во время воздушных соревнований.
1928 - переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью.
В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала к 1 году лишению свободы, а также был уволен из Красной Армии. Менее чем через месяц наказание было заменено на условное (ходатайствовали Алкснис и Ворошилов) и Чкалов был освобождён из тюрьмы.
1929 - Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года, будучи в запасе, работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.
1930 - Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.
За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.
1931 возглавляемый им экипаж впервые в мире совершил полет на самолете-авианосце (тяжелом бомбардировщике с пятью истребителями, подвешенными на крыльях и фюзеляже)
1933 - Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем.
1935 - авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.
Осенью того же года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта.
1936 - Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский. Перелёт продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина (медаль Золотая Звезда, введёна уже после смерти Чкалова).
Получил от правительства отказ на просьбу отправиться добровольцем в Испанию.
1937 - разрешение на совершение перелёта в США было получено. Старт состоялся 18 июня. Полёт проходил в сложных условиях (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.
Валерию Чкалову присвоено внеочередное звание - полковник.
Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР.
Посёлок Василёв переименован в Чкаловск.
И.В. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься летной испытательной работой. (По другой версии - согласился, но попросил отсрочки от назначения. Это его решение ставило крест на карьере Ежова и Берии, что вероятнее всего, и явилось причиной дальнейших событий.)
1938 - Учитывая выдающиеся заслуги В.П.Чкалова, в феврале ему было присвоено внеочередное воинское звание- комбриг.
15 декабря при проведении первого вылета нового истребителя конструкции Поликарпова И-180 на Центральном аэродроме Валерий Павлович Чкалов погиб.
Дочь Валерия Павловича, Валерия Валерьевна,сотрудница ЛИИ, много времени провела за изучением архивных материалов, связанных с этим событием. По версии изложенной в её книге, "Валерий Чкалов без грифа "секретно" катастрофа была подстроена.)
Как-то я недолго работал в одной компании, имеющей филиал в Чкаловске, и меня туда направили в трёхдневную командировку. Так прихотливый изгиб судьбы привёл меня на родину В.П. Чкалова.
В свободные часы я любил выйти на высокий берег, посмотреть на волжские просторы и, разумеется, побывал в доме-музее Чкалова. Приобщился, так сказать, хотя на родине своей лётчик, после отъезда на учёбу и во время службы, практически не бывал... Но музей там очень хороший, включая ангар с самолётами, на которых довелось (и не довелось) летать Чкалову.
Ещё в Чкаловске есть кабинет-музей создателя знаменитого "Каспийского монстра",- его модели разрабатывались и испытывались как-раз в этом месте, конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева. Но это уже совсем другая история...