Пусть они подавятся.

Sep 28, 2013 11:43

Ну вот, большая круглая печать опустилась-таки на закон о разгроме РАН.

Что следует делать теперь тем, кто не уезжает?

Сейчас эффективные менеджеры начнут освоение своей добычи. Пример «реорганизации» многих гражданских и военных ВУЗов, предприятий, воинских частей, «неэффективных» школ, больниц, родильных домов, библиотек и иных объектов социальной инфраструктуры позволил изучить их тактику. Обычно несколько учреждений расположенных удаленно друг от друга объединяются в одно, абсолютно неуправляемое (обосновывается это, конечно же, необходимостью оптимизировать систему управления и т.д.). Потом выясняется, что новообразованное учреждение следует разместить в райцентре Мухозасиженске, а здания и земли в областных центрах (или столице) оказываются совершенно ненужными, и составляют чистый профит эффективных менеджеров.
В ближайшее время мы можем ожидать череду локальных конфликтов между трудовыми коллективами отдельных Институтов РАН и господами оптимизаторами. В этих условиях небольшая группа людей - коллектив сотрудников - оказывается в полной изоляции перед лицом мелкой бессовестной власти, которая тихонько проворачивает всю операцию. Однако результат противостояния не предрешен, если беда одного коллектива вызывает деятельное сочувствие  всего профессионального сообщества в общенациональном масштабе. Если борьба группы сотрудников за сохранение своей организации приобретает широкую известность и становится предметом обсуждения за пределами региона, то власть вполне может пойти на попятную. В условиях широкого освещения конфликта, начинает «работать» разница в интересах властей различного уровня. Вышестоящий уровень оказывается недовольным конкретными исполнителями, которым не удалось управиться по тихой. Понесенные имиджевые издержки - падение авторитета региональной власти в глазах администрации президента и населения, рост расходов на пиар-сопровождение операции по отъему собственности и т.д. начинают превышать предполагаемый профит. Если обороняющиеся проявят гражданское мужество и получат достаточно подкреплений извне, то операция вполне может быть свернута и отложена на неопределенный срок. Власти вышестоящего уровня вынуждены будут объявить прекращение штурма, изобразив доброго полицейского.
Такой благоприятный исход возможен только в случае, если обороняющимся удастся перенести борьбу на более высокий уровень, сделать так, чтобы проблема их Института обсуждалась за пределами города. Нужно, чтобы «осадившие маленький гарнизон» менеджеры и чиновники видели, что сами окружены народным недовольством, распространяющимся за пределы подконтрольной им территории.

Подобного рода недовольство, выраженное в митингах, флэшмобах, СМИ, соц. сетях, обращениях в органы власти различного уровня и других гражданских поступках, в условиях автократии, само по себе не является действенным, но может быть эффективно использовано в аппаратной борьбе конкурентами и противниками конкретного представителя власти.  Если на губернатора N-ской области оказывается общественное давление из Москвы, с Урала и Дальнего Востока, в администрации президента  не слишком довольны процентами, добытыми на прошлых выборах, а в Законодательном Собрании области и городском совете существует мощная оппозиция областной администрации, то велика вероятность того, что губернатор воздержится от покушения на то или иное учреждение науки.

В практическом отношении это ставит перед научным сообществом задачу наращивания внутренней связности по типу Сети координации институтов, Общества научных работников, информационных рассылок, контактов с локальными оппозиционными СМИ и политическими организациями. Впрочем, самое главное, не информационный инструментарий, а искреннее сердечное отношение к сотрудникам всех и каждого Институтов РАН и готовность к взаимовыручке. Пока что с этим наблюдается большая проблема: если на последнюю акцию, посвященную общей беде в Новосибирском Академгородке вышло 30 человек, то сложно ожидать, чтобы люди по всей стране массово протестовали против разгрома какого-нибудь института в Екатеринбурге или Красноярске.

Применительно к Новосибирску стоит напомнить, что в 2014 году у нас должны состояться кабэвыборы мэра. Думаю, наука в Сибири очень выиграет, если администрации губернатора будет нанесено тяжелое политическое поражение.

Новосибирск, РАН

Previous post Next post
Up