"Мало-помалу оно [метро], кроме того, приобрело знакомые черты и свойства города. Или, возможно, наземный город просто породил под землей свое подобие. Метро имеет свои улицы и авеню, которые пешеходы мгновенно узнают и по которым следуют. Оно имеет свои кратчайшие пути, свои перекрестки, свои локальные особенности (отсутствие эскалаторов на Куинсуэй, глубинные лифты на Хампстеде, длинные эскалаторы на Эйнджеле), и с зонами яркости и суеты в нем, как в самом городе, соседствуют области темноты и запустения. Ритмы города, как и присущий ему рисунок деятельности и расселения, бесконечно дублируются внизу.
"Улицы" метро, как и магистрали громадного города, выработали свои специфические особенности и ассоциации. Северная линия напряжена и в какой-то мере даже отчаянна, Центральная энергична, Кольцевая предприимчива и беззаботна. Линия Бейкерлу, напротив, скучна и удручающа.
Станция "Ланкастер-гейт" с ее мраком расположена между "Бонд-стрит" с ее суетой и "Ноттинг-хилл-гейт" с ее яркостью.
На станциях, где происходили несчастья (таких, как "Мургейт" и "Бетнал-грин") в атмосфере и поныне ощущается что-то скорбное. Есть, однако, станции - например, "Бейкер-стрит" и "Глостер-роуд", - которые поднимают настроение.
Когда поезд приближается к древнейшим участкам Сити, сам воздух становится иным.
Двигаясь по Кольцевой линии от Эджуэр-роуд и Грейт-Портленд-стрит к старинному городскому центру, мы пересекаем все более глубокие слои безымянности и забвения.
Об одном из отрезков этой линии Г. К. Честертон сказал, что названия станций "Сент-Джеймс-парк", "Вестминстер", "Чаринг-кросс", "Темпл", "Блэкфрайарс" - "это поистине те камни, на которых воздвигнут Лондон, и это правильно, что они, так сказать, погребены", ибо "все они связаны со старой католической верой."
Питер Акройд. "Биография Лондона"
Первая линия лондонского метрополитена открылась 9 января 1863 года, тогда метрополитен перевозил 26 000 чел. в день.
До 1931 года, когда в Лондоне было всего восемь линий и чуть больше четырех десятков станций, использовалась схема с привязкой к местности, она представляла собой карту города с наложенными на неё схемами линий, и была сложна для восприятия.
Инженер Гарри Бек (Генри Чарльз Бек (4 июня 1902 - 18 сентября 1974) предложил более простую и схематическую карту, на которой все линии пересекаются либо под прямым углом, либо под 45 градусов, и у каждой линии метро свой цвет.
Сегодня, разработанный Гарри Беком стиль схематического изображения линий на схеме метрополитена считается классикой, и практически все крупные городские железнодорожные системы в мире сейчас имеют подобные схемы, также множество автобусных компаний позаимствовали эту идею. Однако поначалу предложение Бека было руководством метро встречено в штыки, и ему пришлось издать пробный экземпляр своей карты за собственные деньги.
Логотип Лондонского метрополитена - рондо, в первые годы известного как "бычий глаз" или "мишень",
впервые стал использоваться в XIX веке в качестве логотипа компании London General Omnibus.
Логотип представлял собой круг с проходящей через центр полосой, на которой было написано слово "GENERAL".
Использовать в метро его начали с 1908 года, "для более наглядного выделения названий станций на платформах." Красный круг с синей полосой и надписью "UNDERGROUND" поперёк него быстро прижился.
Несколько видоизменное в 1919 году Эдвардом Джонстоном, рондо встречается на всех станциях на входе и несколько раз на платформе, на поперечной полосе написано название станции, чтобы пассажиры из поезда могли без труда определить её.
Лондонское метро - это 11 линий, 270 станций, 402 километра. Перевозит пять миллионов пассажиров день.