Дорога из Истборна в Дувр оказалась самой красивой на нашем маршруте. В навигаторе стояла опция "избегать платных дорог", и он повел нас через небольшие деревушки. Я не успевала практически ничего фотографировать, да и смысла в этом было немного, потому что в таких случаях на мир надо смотреть не через объектив фотоаппарата. Но пару кадров я все-таки сделала.
Лошадей в попонах я видела еще по дороге в Эдинбург, но тогда остановиться и сфотографировать их не было возможности. На улице было совсем не холодно, градусов 16, и эти попоны смотрелись очень трогательно. Видно, что о животных заботятся.
На подъезде к Дувру очень много заросших сурепкой полей. Это вроде бы сорняк, поэтому такие поля удивляют. Вряд ли сурепку разводят специально, может, полям просто дают отдохнуть, и они сами зарастают сорняками?
В Дувре у нас было несколько целей. Прежде всего, мы хотели посмотреть легендарный порт, являющийся воротами для самого короткого морского пути из Англии на континент. Еще в планах было посмотреть местный замок, а на следующий день - белые скалы. Но обо всем по порядку.
Замок Дувр - самый большой по занимаемой территории дворец Англии, и одна из самых больших крепостей Европы. История его насчитывает более 2000 лет. А началось все с двух римских маяков, построенных примерно в 50 году до н.э., остатки одного из которых до сих пор можно увидеть на территории замка.
Спустя 10 веков к одному из маяков пристроили церковь Святой Марии Кастро, а сам маяк стали использовать как колокольню. Церковь эта также сохранилась до наших дней.
В 1066 году сюда пришел Вильгельм Завоеватель, и для закрепления успеха, достигнутого в сражении при Гастингсе, построил здесь первый замок из земли и дерева, а затем продолжил свой поход на Лондон. От постройки тех времен не осталось ничего, ее перестроили из камня и долго совершенствовали, пока наконец к 1250 году замок не принял нынешний облик.
Большая часть работы проводилась под управлением Мориса Инженера, одного из искусных средневековых военных инженеров Европы. Под его руководством возвели главный донжон, стены и башни внутреннего двора. Он также начал возведение части стен внешнего двора.
Начавшиеся при Генрихе II работы завершил король Иоанн Безземельный. Денежные вложения оказались не напрасными. В мае 1216 года французская армия под командованием принца Людовика (будущего короля Людовика VIII) высадилась в Танете, чтобы поддержать восстание мятежных баронов. Отступая в Винчестер, король Иоанн пополнил запасы замка в Дувре и оставил в нем 140 рыцарей и большое количество пехотинцев для обороны. К осени 1216 года в Южной Англии только два замка оставались в руках английской короны: Дувр и Виндзор.
Несмотря на активную осаду и две взорванные саперами башни замок выстоял, а бесплодные попытки овладеть им в итоге заставили Людовика пойти на перемирие.
До осады 1216 года гарнизон замка состоял из дюжины рыцарей, отряда пехотинцев и какого-то количества прислуги. После войны с французами гарнизон стал получать постоянное денежное довольствие из королевской казны, что привело к его расширению и совершенствованию профессиональных навыков.
Модернизировались также жилая и хозяйственные части замка. Здесь было построено зернохранилище и ветряная мельница для обеспечения замка мукой. Внутри главной башни, имеющей практически правильную кубическую форму, действует постоянная экспозиция, показывающая быт замка 13-15 веках.
Самым важным человеком в замке был констебль, который одновременно был лордом-наместником конфедерации пяти портов. В его обязанности входил присмотр за замком, забота об обеспечении гостеприимного приёма важных чиновников, послов и королевских особ, по пути их следования с континента и обратно. А еще он должен был следить за надёжностью охраны береговой линии юго-восточной Англии, обеспечивать безопасность торгового судоходства через пролив, а также предоставлять флота пяти портов для военных нужд по требованию короля. В общем, должность хлопотная и ответственная.
Разразившаяся в 1642 году Гражданская война рассорила город и замок. Город Дувр поддержал Парламент, в то время как гарнизон замка остался верен королю. Осенью того же года небольшая группа горожан, проникла в замок со стороны утёса, тем самым застав врасплох ничего не подозревающую охрану, и захватила замок практически после первых же выстрелов. После реставрации монархии в 1660 году в замке разместили 17 артиллерийских орудий у подножья утеса, и этим закончились грандиозные планы по превращению замка в мощный гарнизон. В конце XVII века замок Дувр был практически необитаем, за исключением главного донжона, использовавшегося как тюрьма для военнопленных.
В 1740 году замок Дувр снова вернулся к жизни из-за бушевавших в Европе войн, в которых Великобритания принимала активное участие. Так, в 1803-1805 году замок дополнительно укреплялся, вооружался и был заполнен войсками, потому что Англия каждый день ожидала вторжения Наполеона. После падения Наполеона гарнизон снова значительно сократили.
В конце первой мировой войны немецкие самолеты-бомбардировщики уже могли пересекать пролив, поэтому замок был оснащен зенитными орудиями и мощными прожекторами. А в 1938 году в связи с нарастающей угрозой новой войны, старые казарменные туннели, использующиеся в качестве оружейных складов, были переоборудованы в бомбоубежище для размещения командования береговой и зенитной артиллерией, а также штаба Королевского военно-морского флота. Сейчас в эти туннели можно сходить на экскурсию, и довольно интересную, но она оплачивается отдельно.
Экскурсия посвящена одной из самых потрясающих спасательных операций второй мировой войны, спланированной именно здесь, в Дувре. В мае 1940 года во время наступления против Франции, гитлеровские войска смогли расколоть английскую и французскую армии, в результате чего экспедиционные силы Британии и часть французский войск, оказались заперты на плацдарме в районе города Дюнкерк. 25 мая пал порт Булонь, а на следующий день был захвачен порт Кале. Тем же вечером Британское правительство принимает решение об эвакуации своих войск с материка из единственного уцелевшего порта Дюнкерка. Главнокомандующему флотом вице-адмиралу Бертраму Рамси был выделен срок менее недели для подготовки спасательной операции, вошедшей в историю под кодовым названием операция ДИНАМО. Все суда, которыми располагала Британия, и которые находились возле английских берегов, были брошены на спасение. Говорят, даже небольшие прогулочные катера с Темзы поспешили на помощь. За девять дней операции Динамо, с 26 мая по 3 июня, под непрекращающимися ударами немецкой авиации и флота, удалось вывезти в Британию 228 тысяч английских и 139 тысяч французских солдат. Британцы понимали, что человеческая жизнь - это высшая ценность, и людей надо спасать любой ценой. Сравните это с хрестоматийной фразой Жукова: "Бабы еще нарожают". Я думаю, что в подобной ситуации военное командование СССР отдало бы приказ стоять до конца, и никого вывозить бы не стало...
Из замка хорошо видно город и порт.
Порт, конечно, очень интересный. Тут можно долго наблюдать за паромами, пересекающими Ла-Манш, снующими туда-сюда фурами и легковыми автомобилями. Кстати, на дорогах перед Дувром часто встречается надпись "Drive on left side!", напоминающая европейцам об особенности британского движения :)
Но мы не стали надолго задерживаться, и стали спускаться назад в город, чтобы погулять по нему вечером.