Одним из главных пунктов
ноябрьской поезки в Крым был подъём на Ай-Петри. Долгое время никак не удавалось осуществить эту прогулку, так как вершины Ай-Петри стабильно были в густых тучах, когда на побережье светило солнце, или повсеместно было пасмурно. Первый раз на Ай-Петри хотелось попасть всё-таки в ясную погоду, чтобы осмотреться вокруг с высоты в 1234 м. Ну только если лёгкие облачка.
Так получилось, что один из самых холодных дней (во время нашего пребывания), порядка 0 градусов было в Алупке, был и самый ясный - абсолютно ясный и безветренный. И мы побежали бегом на станцию канатной дороги, пока опять не затянуло тучами вершины.
Когда пришли на канатку, нас перехватили толкающиеся рядом водители на микроавтобусах с предложением ехать вверх на машине с остановками в интересных местах за ту же стоимость, что и подъём на канатке. Предложение нам показалось заманчивым и мы решили: вверх - на машине, обратно вниз - на канатке. И в последствии не пожалели, что сделали именно так, - увидели много интересного. Да и водитель, он же экскурсовод, попался интересный - рассказывал просто, ясно и с душой. Вдобавок узнали от него, где ещё можно побродить.
Первым делом мы заехали на водопад Учан-Су, имя которого с крымскотатарского переводится как Летящая Вода. Правда он был скорее ледопад, поскольку если уж в Алупке был 0 и замезшие лужицы (т.е. ночью минус был), то на высоте и того меньше. Но выглядело это интересно. Полностью он не замёрз и между груд сосулек текла тонкими струйками вода.
Водопад состоит из двух каскадов и у вершины второго сооружена водозаборная станция, на крыше которой гордо расправил крылья скульптурный орёл
На водопад лучше всего приезжать весной, когда в горах тают снега и он набирает максимальную мощь. Наверное, это выглядит потрясающе.
Через несколько дней мы гуляли над водопадом по тропе Боткина, но это уже другая история.
Из минусов поездки было то, что время было очень ограниченно на каждое место, и везде лесники за осмотр Провала брали деньги - гривен 10 - 15 с носа.
Одной из следующих остановок была Серебрянная беседка. Серебрянной её назвали потому, что когда ездила по этой дороге царская семья, а дорога эта - Ялта -Бахчисарай - была сделана в первую очередь для них, и беседка служила пунктом остановки и передыха, в зимнее время она покрывалась инеем и льдом, которые сверкали в лучах солнца словно серебро. Беседка находится на высоте 865 м на горе Пендикюль и с неё открывается замечательный вид на Ялту и побержье.
Дорога Ялта-Бахчисарай - это тоже отдельное чудо. Построили её в 1864 по 1894 годах. По всей длине подъёма на верх она имеет практически постоянный и весьма небольшой уклон. И поэтому весьма обильна на повороты. Некоторые места идут по очень крутым склонам с твёрдыми породами, а делалось всё только ручным инструментом - киркой и лопатой. Сложно представить сколько усилий и труда вложенно. При этом она практически не изменилась с тех пор, не считая асфальта и отдельных укреплённых участков. Практически все укрепления склонов сделаны в те времена и стоят прочно.
Прежде чем доехать до самих вершин-зубцов и станции канатки, ещё останавливались у метеостанции на въезде на ай-петринское плато, чтобы полюбоваться видами со скалы Шишко. Скала Шишко названа в честь полковника Русской армии инженера Шишко. Сообственно он руководил постройкой дороги Ялта - Ай-Петри - Бахчисарай. Высота скалы 1182 м НУМ. Виды с неё потрясающие.
Вдали видны зубцы Ай-Петри и станция
Такой вот балкончик на высоте 1180 метров
Интересно, что на Ай-Петринском плато своих деревьев никогда не росло, тут была исключительно голая степь с ветрами. Чтобы немного уменьшить количество летящей вниз на побережье пыли, в относительно недавнем времени, решено было засадить плато деревьями. Подошли только деревья с Кольского полуострова, способные выдержать суровый климат Ай-Петри. Суровость местного климата мы наблюдали. Сразу вспомнились
прошлогодние ледодождевые события в Москве.
Всё было немного во льду.
Добрались наконец до станции. Ну естественно на нас тут же накинулись все местные держатели кафе, шашлычных и сувенирных лавок, тем более что не сезон и нас на машине прибыло всего семь человек. Но мы сразу же сбежали в сторону зубцов, тем более что время до последнего вагончика в 16-00 оставалось немного - всего пару часов.
Вид со смотровой около станции, уходящие вниз канаты
Зубцы оттуда же
Чтобы подняться на плоский зубец надо сначала идти по степи, а потом немного через лес.
Так выглядит ай-петринское плато, если смотреть в обратную от вершин сторону
После леска путь идёт по краю скал мимо остых зубцов-пальцев на самый край плоского зуба. Там есть ограждение из металлической трубы, поэтому шансы свалиться были минимизированы. В кроссовках, кстати, было очень скользко на этом ледоснеге, особенно где накатано-натоптано (и весьма нежарко - всё-таки -7 градусов было).
Вся растительность на несолнечной стороне была подвергнута заморозке
Такой вид на станцию канатки
Добрались таки до вершины зубцов.
Триангуляционная вышка - 1234 метров НУМ.
Так выглядит южнобережный мир сверху
Детали
Радарная станция на Перепелиной горе (Бедене-Кыр)
Алупка, в левой части Воронцовский дворец и парк с Хаосом
Змейка Южно-Бережного шоссе
Семеиз, гора Кошка, скала Дива
На склоне зубца
... там где не греет солнце...
Пора двигаться обратно, чтобы не опоздать на последний вагончик канатки и не стать жертвой таксистов или холода.
Стало вечереть...
Оставалось немного времени на прогулку по плато, правда совсем немного..
Тут, конечно, можно долго бродить, есть чем поживиться человеку с фотоаппаратом, особенно на вечернем солнышке.
Ялту уже накрыла тень от гор. Хорошо видно тень от зубцов.
Нам сейчас туда, вниз..
в ожидании спуска, уже из вагончика
Во время спуска был закат...
(я зачем-то сдуру решил снимать видео, которое толком не получилось - препад яркостей на небе и скалах был дикий и немного трясло вагончик и соседи по локтю, и остался без фотографий, хотя через стекло они тоже были бы не ахти..)
а кто-то едет в это время вверх, маятниковая система однако.. Скорость весьма приличная, как будто мимо на машинах разехались, 8 м/с (29 км/ч) каждый.
Вот уже и внизу, съехали как-то очень быстро.
Канатная дорогра состоит из двух участков. Первый (если считать сверху) один из самых больших безопорных в мире - расстояние между станциями Ай-Петри - Сосновый Бор 1680 м, подъём с 300 до 1152 м.
Потом происходит пересадка в другой вагончик на станции Сосновый Бор и дальше вагончик весьма неторпливо едет на небольшой высоте с частыми опорами до станции Мисхор.
Это как раз на втором участке, отчалили от станции Сосновый Бор; Ай-Петри в последних лучах...
И бегом к морю, чтобы успеть снять вот это:
Жаль, конечно, что не удалось побольше погулять по плато, побывать в пещерах, да и в другую погоду (интересную) побывать на Ай-Петри в этой поездке в Крым, но главное что знакомство состоялось и есть желание его продолжить :)