Недозволенные речи о Баффи. Содержит сюжетно важные спойлеры, раскрывает подноготную персонажей и сюжета. Текст частично повторяет открытую часть, так как был её первоосновой, но в любом случае рекомендую сначала прочитать его - он короче и, кажется, более внятный. Лежит здесь:
http://feanorich.livejournal.com/208006.html.
У некоторых, наверняка, возникли ностальгические воспоминания при упоминании этого названия: про детство и Сару Мишель Геллар (исполнительница роли Баффи). Так вот у меня их не было, когда я приступал к просмотру. Не то что бы я не слышал о сериале раньше, но как-то он прошел мимо меня. О чем я несколько жалею - некоторые сезоны хорошо было бы смотреть в онгоинге. И в подростковом возрасте - тогда бы они действовали гораздо сильнее, но об этом позже. А взялся я за него, потому что решил пересмотреть всю фильмографию Джосса "Заставляю женщин страдать" Уидона. И начал с ранней работы, чего желаю многим - из Баффи растут корни его творчества. Сейчас, продолжая просмотр фильмографии, я вижу, как они прорастают во все его остальные произведения.
Но перейдем к обзору. Но в начале пара мелких замечаний. Я не могу придумать адекватный и благозвучный перевод "титула" Баффи The Slayer, потому буду использовать его на языке оригинала. Кстати, смотрел я так же полностью на английском, даже без субтитров, так что мог упустить какую-нибудь языковую тонкость в диалогах, но в основном было понятно.
Часть 1. Школа.
Когда я придумал эту идею - посмотреть Баффи - я не предполагал что эта эпопея займет у меня целый год. Я вообще не думал что сериала аж семь сезонов, не считая ещё нескольких сезонов Ангела (это спинофф, о нем позже). Я надеялся быстро через него проскочить, как через лекарство, и приступить к распиаренному мне "Кукольному Домику". Не тут то было. Но данное себе слово надо было исполнять, потому первый сезон оказался у меня на компьютере и я приступил.
Сериал построен по классической схеме "monster of a day" - каждую серию героя предстоит сражаться с каким-нибудь монстром, побеждать его, что бы в следующей серии встретить нового, а в конце сезона ждет босс, которого нужно будет эпически нагнуть. И первый сезон следует этой схеме полностью, знакомя нас с важными персонажами. Спустя год после просмотра я уже подзабыл, как же именно происходит их знакомство, у меня из головы вылетело, что конкретно было в первом сезоне, но я всё же коснусь стартовой расстановки персонажей.
И в первую очередь познакомимся с главной героиней - Баффи Саммерс в исполнении Сары Мишель Геллар. Эта юная особа приезжает в мирный городок Саннидейл вместе с матерью, что бы начать свою жизнь с нуля. За плечами у неё сожжение целого школьного спортзала с вампирами (о чем снят фильм ещё до выхода сериала, говорят - плохой, да и актриса на главной роли там другая). Конечно же, она идет в старшую школу и начинает, как любая блондинка, пытаться пробиться наверх школьной иерархии. Но так как ей постоянно мешают сверхъестественные сущности - поведение хромает. Постоянные ночные вылазки, внезапные твари в подвале школы и прочее-прочее. К тому же в школе есть уже своя "королева", которая, конечно, не хочет уступать это место...
В целом, мы имеем классическую школьную историю, потому перейдем к остальным героям.
Руперт Джайлз(Энтони Стюарт Хэд) - школьный библиотекарь и "Наблюдатель" Баффи. Типаж "старый наставник" - тренирует Баффи для сражения с нежитью и прочими, заодно служит информационной поддержкой - много знает и предпочитает бумажные книги новомодным компьютерам. Член таинственного Ордена Наблюдателей, которые должный воспитывать и наставлять нынешних и будущих Slayers.
Зандер(как слышу, так и пишу) (Николас Брэндон) - типичный типаж "неудачник" и "комедийный сайд-кик". Сам ничего не умеет, кроме как попадать в передряги.
Уиллоу(Эллисон Ханниган) - ботаник и гик. Одна из лучших учениц школы, потому забитая и "вся в себе". Опять ничего нового для "школьного" жанра произведения. Становится ценным членом команды как компьютерщик и вообще специалист по работе с информацией.
Так же есть ещё несколько персонажей, которых стоило бы упомянуть, Например "королеву школы" Корделиюили одного из "злодеев недели" - Эми, но сейчас не буду. Только упомяну ещё одну "таинственную тень" за спиной Бафии, которая в середине сезона материализуется в Энджела(Девид Борианаз) - древнего вампира который стал на сторону добра.
Тебе, читатель, ещё не тошнит от обилия шаблонов? Меня так подташнивало. Я не хочу разбираться, какой из них был порожден Баффи, а какой был взят откуда-то ещё, это тема отдельного исследования. В целом, первый сезон повествует нам именно о шаблонах. В ход идет грядущий апокалипсис (см. тему с боссом в конце сезона), любовные многоугольники (Уиллоу давно любит Зандера, Зандер влюбился в Баффи, а Баффи втюрилась в Энджела, но все они пытаются найти ещё что-то на стороне), стандартная школьная игра в социальные роли (кто тут альфа, а кто белая ворона) и т.п.
Терпеть это всё получается, потому что это всё крайне неплохо снято, у героев действительно отличные выпуклые характеры, они не стесняются когда нужно отходить от картонных шаблонов и актеры отлично играют. Я бы может даже и бросил сериал смотреть после этого сезона, если бы не концовка.
Сезон заканчивает эпической битвой, в которой героиня, пытаясь победить Мастера (некого мегавампира), умирает. Ну, по крайней мере, впадает в глубокую кому. И спасает её лишь поцелуй прекрасного принца... Зандера. Хотя из сюжета ясно, что роман у неё закручивается с Энджелом, и Зандер об этом тоже в курсе. После этого злодей оказывается повержен, сказке конец, расходимся. Но вот этот поворот распалил мое любопытство - как же они смогут развязать всю эту ситуацию, повлияет ли это на дальнейшие события, как персонажи отреагируют на произошедшее.
И дальнейшее не разочаровывает зрителя. Собственно, ради дальнейшего и стоит смотреть сериал. Да я и писал стартовую расстановку только ради того, что бы сказать - так будет не всегда. Именно Баффи показывает, чем прекрасен формат сериала - на нем можно показать постепенное и длительное развитие персонажей. То, как они переживают свою силу и свои слабости, как они совершают ошибки, и какие выводы они сделают из них через годы. И уже второй сезон даёт зрителю эти изменения.
В целом, каждый сезон показывает один год из жизни персонажей, обычно это "учебный год" с перерывом на каникулы (хотя в последствие это деление отойдет на задний план). Второй год, с точки зрения общей структуры повествования, не отличается от первого. Всё так же имеем "злодея недели", всё так же герои борются с ними, правда в повествовании начинает проскальзывать новая нотка - взросление персонажей, изменение отношения к происходящим событиям. Часть линий уходит на второй план, часть обретает глубину. Очень во многом второй сезон посвящен любовным отношениям - Баффи окончательно сходится с Энджелом, а Зандер, внезапно для всех, даже для самих влюбленных, начинает встречаться с Корделией, которая, из мелкого мешающего фактора, вырастает в полноценного персонажа и начинает помогать героям. И этот пример не уникален для сериала - многие персонажи перерастают свои мелкие частные роли и вылезают на первый план.
Самое прекрасное в сериале то, что все эти лавстори работают не на фансервис, юмор и или что-то ещё, а на раскрытие персонажей в первую очередь. Во втором сезоне это ещё не так заметно, но становится явным дальше - все битвы с монстрами важны лишь постольку, поскольку помогают персонажам меняться и развиваться. Показать их внутренний мир и их взаимоотношения.
Пожалуй, самой важной веткой второго сезона становятся взаимоотношения Энджела и Баффи, которые логично заканчиваются сексом, после чего Энджел становится главным антагонистом сезона. Что приводит к выворачивающей душу на изнанку концовке, в которой Баффи приходится убить своего возлюбленного и отправить его на адские муки в какое-то там измерение. Передать боль этой сцены словами невозможно, да и после просмотра этого сезона создается ощущение "Да Джосс, ты умеешь заставлять женщин страдать". В целом, именно во втором сезоне, сериал обретает своё депрессивное настроение, через которое приходится продираться, как будто ты плывешь сквозь море отчаяния, а тебя пытается удержать на месте и засосать на глубину. Что интересно, именно «тёмная сторона» Энджела позволяет полностью раскрыться актеру. Потому что в доброй ипостаси он крайне вял и уныл.
Конечно, нельзя не коснуться моей фаворитки в этом сериале - Уиллоу. В этом сезоне продолжается её превращение из затюканного ботаника с заниженной самооценкой в уверенную в себе девушку. И, конечно, она начинает обретать познания в магии, которые потом ей очень пригодятся. Именно здесь закладываются первые кирпичики будущего сюжета про зависимость, но о нем мы поговорим в шестом сезоне. И, конечно, нельзя забыть Озза - гитариста местной группы в исполнении Сета Грина. Их лавстори с Уиллоу настолько же мила, насколько важна для дальнейшей истории. Что может быть милее истории двух достаточно застенчивых людей, один из которых только начинает раскрываться, а другой прячет застенчивость за напускной крутостью, которая постепенно перестает быть напускной.
И чуть не забыл я про ещё одного важного персонажа - Спайка. Его эпичное появления в Саннидейле ещё не раз послужит отсылкой в других сезонах. Да, он появляется как крутой антагонист - вампир, специализирующийся на «slaying the Slayers». В середине сезона его оттесняет тёмная сторона Энджела, и ты начинаешь даже сочувствовать ему, потому что его жестоко сбрасывают с позиции «самого главного», попутно калеча. И этого тоже становится фундаментом будущей истории на все оставшиеся сезоны.
И тут я, пожалуй, перейду к следующему сезону, который являет собой завершение школьной арки. Как и многие произведения про выпускной класс, он посвящен поиску своего пути. Наверное, его не стоит подробно разбирать, потому что большинство событий или завершают предыдущие ветки, либо продолжаться и раскроются в будущих сезонах. Но нескольких тем всё же коснусь.
Для начала нам представляют важных персонажей, которых нам приносит этот год - это Аня, демон мщения и Фейт - очередная The Slayer (которая может появиться лишь потому, что Баффи умерла в концовке первого сезона, пусть смерть и была лишь клинической). Аня являет собой очередной пример «монстра недели», который перерастает свою роль и через комедийное амплуа развивается в полноценного героя, история которого не менее интересна и трагична, чем у остальных. Ну, только если чуть-чуть. Фейт же, наоборот, обращает свое внимание на темную сторону, показывая собой «другой вариант» Баффи, и отрезая ей ещё один путь для развития, точнее показывая его тупиковость.
Не могу не коснуться развития одной истории, основа которой была заложена раньше. И это, конечно, Спайка. Именно в третьем сезоне ему начинаешь сопереживать по полной программе, следя за его падением. И во многом этому служит первая же сцена его возвращения в город. В прочем, это нужно видеть, она восхитительна. В целом, наблюдать превращение Злодея с большой буквы в мелкого хулигана, к тому же с комедийным оттенком крайне занятно. Особенно пока не знаешь, к чему авторы ведут.
Весь сезон персонажи ищут свой путь - в отношениях, в дальнейшей жизни. Пробуют новое, возобновляют старое, от чего-то отрекаются, что-то оставляют себе. Это касается всех основных персонажей - Баффи, Уиллоу, Зандера, Джайлза, Корделии, Озза, Спайка, Фейт, Аню и даже Энджела. Да, его возвращают в сюжет для того, что бы в конце он ушел в собственный спин-офф про другой город. Ведь «так жить нельзя».
Пожалуй, концовка третьего сезона это самая позитивная концовка из всех в сериале. Оттенок грусти в ней минимален. Немножко не хватает надписи «Если вы не любите страдания, остановитесь здесь. Пусть для вас сериал закончится вместе со школой, дальше будет только хуже». Кстати, школа заканчивается фактически. Её просто подрывают нахрен, что, конечно, не может не быть символичным.
Четвертый сезон представляет нам, якобы, обновленную историю - Баффи, Уиллоу и Озз поступают в местный Университет, Зандер пытается найти работу, Корделия пропала (в спин-офф к Энджелу), Джайлз наслаждается беззаботной жизнью. Вроде бы можно было бы поменять, формат, структуру сериала. Ты так и ожидаешь этого, чего-то принципиально нового (как я сейчас понимаю - в жизни же то же самое происходит). Но ничего не меняется - кроме локаций, да и то кладбище всё то же. «Злодей недели» остается на месте, сюжет фокусируется на не таких уж и интересных буднях жизни новичка в универе - соседи по общаге, новые преподаватели, случайные романтические связи. Как-то это всё было настолько мимо меня, что я решил прервать свой просмотр. Пожалуй, это было крайне правильное решение - нужно было обновить впечатления, что бы снова накрывало персонажами, так что я просто взял, и пересмотрел весь Вавилон 5 с его отличным пафосом и превозмоганием. На сравнении смотрится отлично - и там и там спасают мир, но как же по-разному это происходит. Где Шеридан проходит с ухмылочкой на лице, Баффи проползает, стиснув зубы, через боль, кровь и тяжелые моральные дилеммы.
И на этом месте я, пожалуй, прервусь с текстом. Вторая часть будет, когда я найду время её написать. Спасибо всем, кто дочитал до этого места - отметьтесь об этом в комментариях, мне действительно интересно, были ли такие люди ;)