Об Олде-идеях и приложении их на космические пространства Ойкумены

May 07, 2014 16:06

Тем временем, пока канал об аниме забит непонятно чем, вернемся к литературе. Прочитал я тут очередное творение любимых мной Г.Л. Олди - эпопею про мир Ойкумены из трех романов (девяти книг). И по этому поводу мне есть что сказать.
Собственно, перечитав большую часть произведений авторов я очень вовремя взялся за Ойкумену - потому что с первых же страниц в ней читается, что это роман, к которому авторы тянули ниточки всего своего творчества. А чем дальше читаешь, тем больше понимаешь что роман не один не зря - это эпическое полотно, суммарно формирующее мир - три вышедших романа и, как мне кажется, это ещё не конец - ещё одного романа точно не хватает - не до конца сложилась головоломка, не всё ещё сказано, что о мире можно сказать.
Итак, первая книга "Кукольник" первого романа под названием "Ойкумена". И сразу мы наталкиваемся на отсылки к прошлым книгам. В прочем, сразу чувствуется что многое поменялось. Для начала - это первое крупное произведение Олдей не про "фентези", а скорее про "твердую НФ" - космические корабли, бороздящие просторы вселенной. Во-вторых, не сразу понимаешь где тут основные Олде-идеи... Но об этом стоит поподробнее.
Предупреждаю - дальше пойдут спойлеры, которые могут испортить вам впечатление от прочтения тех или иных книг Г.Л. Олди.

Прочитав у Олдей почти всё, я заметил у них несколько закономерностей, которые переходят из книги в книгу. Я назвал из Олде-идеями и теперь ищу их во всех их вещах. В общем - натягиваю сову на разные глобусы.
Первая Олде-идея стала широко известна благодаря книжке "Нам Здесь Жить" (написанной в соавторстве с А. Валентиновым) где она получила именное название - Теория Семенова-Зусера. Она же - идея номосов в греческом цикле и разные миры - в Бездне Голодных Глаз, а если натягивать дальше - кляксы в "Ордене святого Бестселлера", сфиры из "Рубежа". В других книжках это не так явно проявлено, хотя следы можно найти и в "Баламуте" и в "Я возьму сам", да и почти везде.
Напрямую связанной с теорией Семенова-Зусера (ТСЗ) является другая Олде-идея, которую я назвал "закон циркуляции веры", который можно совсем просто свести к фразе "сознание определяет бытие". Это практически часть ТСЗ, хотя иногда проявляет себя про сто отдельно. К тому же является связующим звеном к следующей идее.
Итак, третья Олде-идея отличается от предыдущих. Я назвал её "принципом Вавилонской Башни", взяв этот термин из "Богадельни". Суть в следующем - авторы берут нам мир и делают от него одно отличие (фант. допущение), на котором строят общество, во многом утопичное (типичные примеры - "Мессия очищает диск", "Богадельня", "Я возьму сам"). По ходу произведения "вавилонская башня" рушится, так или иначе. Важным моментом является неестественность появления "вавилонской башни", это некий специально или случайно построенный мир, который отличается от нормального (т.е., по сути, нашего) мира, к которому человек так или иначе стремиться.
Ещё раз оговорюсь - все выше сказанное это то, что прочел в книгах я, не знаю, закладывалось ли это туда авторами.


Но вернемся к обсуждаемым книгам. Начиная читать "Кукольник", я был крайне озадачен тем, что не обнаруживал там вышеназванного, несмотря на огромное количество отсылок к разным книгам. Но всё свелось воедино где-то во второй книге Urbi et Orbi, где стало понятно, что Ойкумена - это такой городок, построенный из вавилонских башен, где каждая планета воплощает свой номос. И суммарно они формирует общий номос Ойкумены (о чем повествует нам роман "Дикари Ойкумены").
И именно потому я считаю, что надо больше книжек по вселенной - вавилонская башня должна упасть, а пока повалили лишь одну - Помпилианскую, да и то как-то не очень завалили-то. С другой стороны, может как раз в таком то мире их валить и не надо - не знаю. А может я просто не вижу большой башни (которой может и нет, а может...). Ну и в целом мне не хватает завершенности в "Городу и Миру" - ситуацию с коконом так и не разрулили, на что я ужасно надеялся в Дикарях.

Ну и под заключение я поговорю наконец об отдельных вещах и том, что я там смог по-вычитать:
1. "Ойкумена" - жизнь и невероятные приключения обычного невропаста Лючано Борготты. По сути книжка о том, что нужно жить дружно и делать всё вместе, не делая различий по расе. Из интересных замечаний - практически нигде по тексту нету описаний внешности "пришельцев", что по началу напрягает, и лишь через некоторое время приходишь к пониманию, что авторы сделали так специально - потому что все они люди, путь и зовут друг-друга по разному. Ну и да, концовка - по моему это ответ на "Волны гасят ветер" Стругацких. Ведь антисы, по сути, те же людены, только с само-инициацией. Но в отличии от людей Мира Полдня, у Олдей человечество находит выход в колантах, т.е. отсутствует обреченность из DUD? она разбивается об оптимизм фразы "если вместе - то сможем".
2. "Urbi et orbi, или Городу и Миру" - жизнь и невероятные приключения обычного ментала Ларгитаса. Книжка о том, как тяжело быть не похожим на всех и как "цивилизованный мир" относиться к тому, чего не понимает.
3. "Дикари Ойкумены" - другой вариант отношения к непознанному, книжка о том, что люди умеют учиться на своих ошибках. И о том, что подобное отталкивает подобное. Ну а так же - жизнь и невероятные приключения обычного помпилианского военного.В целом, последняя часть понравилась мне меньше всех - показалась излишне затянутой, многое, с моей точки зрения, можно было бы выкинуть - например, стилиста, который не играет никакой роли в повествовании. Самая слабая из книг серии, несмотря на интересность поднятой проблемы и введение новой расы.

Получилось сумбурновато, но, надеюсь, хоть немножко понятно. Готов к развернутому обсуждению.

Жили книжные дети не знавшие битв, Размышлизмы

Previous post Next post
Up