Вот, допустим, человек увлекается математикой. Или литературой, или историей... Ну, словом, чем-нибудь таким, что ни с каким производством материальных благ не связано, да и интересно кроме него самого очень ограниченному кругу. Что делать и как построить жизнь? Я буду рассматривать на примере математики, как сферы, лично мне близкой, но это именно
(
Read more... )
Reply
Во-вторых, а что или кто имеется в виду под отходами?
Хотя, конечно, момент интересный. Все зависит от того, на чьей стороне стоим. С точки зрения властей главный продукт системы - множество грамотных инженеров (а их грамотность включает в себя математическую подготовку). Для достижения этой цели приходится жертвовать частью образованных людей, которые система забирает на свое воспроизводство. С точки же зрения математического сообщества цель - самовоспроизводство, то есть главный результат - это как раз те единицы, которые остаются в самой системе, а остальные - ну, не отходы, а, скорее, побочный продукт. И при наличии правильного баланса между этими двумя частями обе стороны остаются в выигрыше. Судя по всему в 50-70 годы баланс был правильным.
Reply
Мне кажется, что идеальным продуктом системы обучения математике в СССР/России является Григорий Перельман. "Важнейшее народно-хозяйственное значение" имеют люди, которые "сломались", и идеала не достигли. В каком-то смысле "пользу" обществу приносят люди, которые в этой системе удержались достаточно долго, но вылетели из нее, чтобы заниматься чем-то связанным с математикой лишь опосредованно. Это побочный продукт, или если называть вещи своими именам, отход.
Забавная история. Был у нас тут "слет" среднего командного состава Bing Relevance, и Nick Craswell провел анонимное соц. исследование перед слетом на тему "кто все эти люди?". Был там вопрос и про "главную специальность" университетского образования. Если я не ошибаюсь, напротив "math" в результатах опроса красовалась гордая единица. Несложное домашнее задание: какой язык является родным для тоже единственного представителя редкой для этой команды специальности "ядерная физика"?
Reply
Что касается второго абзаца, то это то же самое, что сказал и я, но изложенное в терминах агитатора за точку зрения математического сообщества. Отсюда характерные приемы: слово "польза" в кавычках, эмоциональное "вылетели" вместо реального "покинули", нежелание видеть, что математикой можно заниматься и вне основной производственной деятельности. Собственно, получилась иллюстрация к моему комментарию. Ну, или утверждение, что сам ты предпочитаешь в разговоре именно такую точку зрения. Хотя по жизни - другую.
Важный момент: я сказал "другую", а не "противоположную"!
Reply
Reply
С другой стороны, в системе накопилось много шума в виде мелкотемья, нежелания бросать бесперспективные направления, отрицательным отбором в научные школы да и в виде прямых карьеристов с диссертациями известного типа. Так что реформировать все-таки нужно. Однако административные попытки как со стороны нынешнего государства, так и со стороны ит-компаний явно бесперспективны, так как очевидно не обеспечивают устойчивости новой системы, а по итогу только добавляют шума. Ну, то есть это с моей точки зрения "явно". Собственно, я и пытался сказать это в исходном посте.
Reply
Кстати, нашел почти то, что искал: http://scepsis.net/library/id_638.html
Reply
На самом деле если искать истоки системы, то нужно, конечно, обращаться к тридцатым годам. Именно тогда система и закладывалась, однако перерыв, связанный с войной, затушевал картину. Более того, система начала складываться задолго до этого (обрати внимание, Шарыгин в своей статье начинает с Петра Первого). Судя по всему в тридцатые годы на уже существовавшую систему образования наложились идеи и практика всеобуча, и это, возможно, и стало недостающим компонентом. Хотя все, конечно, сложно и замаскировано массой второстепенных деталей.
Reply
Leave a comment