про разделения церквей

May 18, 2007 01:41

К нашему обсуждению c chingachguk.
Тезис: в разделении церквей можно видеть действие Промысла Божиего.


Организационно был один шаг до того, чтобы Церковь превратилась в единый государственный организм. Но Промысл Божий этого не допустил. Он использовал грехи человеческие, распри между латинянами и греками для того, чтобы сохранить плюрализм хотя бы на двух полюсах Римской империи; и возникло два типа благочестия, а теперь и три.
(о. Александр Мень, Власть Церкви)

В САМОМ ДЕЛЕ, мы можем спросить: почему Святой Дух попускает все эти разделения? Причины их и исторические механизмы, в общем, известны. И всё же мы вправе спросить, нет ли здесь какой-то сверхисторической причины.

Возможных ответов - два. Первый, более негативный, увидит в разделениях горький плод греховности христиан. Второй, более позитивный, порождён доверием к Тому, Кто способен извлечь добро далее из зла, даже из человеческой немощи. А вдруг эти разделения - ещё и дорога, по которой идёт Церковь, чтобы открыть несказанное богатство Христова Евангелия и Христова Искупления? Быть может, иначе эти богатства и не найдёшь...

Если же говорить более обобщённо, можно сказать, что в человеческом познании и деятельности есть некая диалектика. Не учел ли её Святой Дух в Своём Божественном «снисхождении» ? Род человеческий должен достигнуть единства через множественность; он учится быть единой Церковью, сохраняя всё разнообразие форм мышления и деятельности, культур и цивилизаций. Разве такая точка зрения не соответствует, в известной степени, Премудрости Божией, благу Его и Промыслу?
(папа Иоанн Павел II, Переступить порог надежды)

Евангелие

Previous post Next post
Up