Амгуэма

Jun 16, 2014 00:03


Originally published at Константин Копачинский. You can comment here or there.



10-го августа отмечается день коренных народов мира. В чукотском селе Амгуэма он называется Омваам Кырысмын - День Амгуэмы. Село стоит на берегу одноименной реки, название которой переводится довольно просто - «широкая река». Большинство жителей в селе - чукчи. Занимаются преимущественно оленеводством. Здесь есть предприятие по выпуску замороженной оленины. Об амгуэмской оленине я уже писал.


Мы приехали немного раньше (планировали пособирать морошки, но не сложилось) поэтому получилось осмотреть село и окрестности. У реки обнаружилось две яранги. Хозяйка одной из них живет в селе в квартире, но скучает по тундре. Для нее она как дача. Туда приходят дети, внуки.



Думаю, многие взглянув на фото, подумают - чум. Но если вы скажете чум на Чукотке вас обязательно поправят. Разница между чумом и ярангой очень простая - как между комнатой и квартирой.

Ярангу охраняют лайки. У них тоже есть свои «яранги» :)



На санях вялится юкола. Подумаешь мухи.



У входа кучка камней. Оказывается, это дети собирают самые красивые камешки на берегу и складывают оленье стадо.







Пока мы осматривали жилище снаружи, к нам подошла хозяйка - Галина. На самом деле ее зовут Итигыльгын. Она любезно разрешила осмотреть ярангу изнутри. Наши девушки посетовали, что яранга все-таки не из оленьих шкур. Они бывалые им можно, меня и такая устроила :)
Кстати, все ведь знают анекдоты про чукчей и когда их рассказывают, наверняка, добавляют «однако» от их имени. Уж не знаю анекдоты искоренили это слово-паразит или это изначально выдумка, но «однако» чукчи в разговоре не употребляют. А вот «ага-ага» постоянно :)

У чукчей очень своеобразная походка. Они ходят покачиваясь в перевалочку. Так удобней ходить по кочкам на болотах.

Первым делом Галина покормила собак и разложила оленьи шкуры на просушку.





Внутри, на земле, разложена домашняя утварь. Повсюду сушатся оленьи шкуры, мясо и внутренности.







В самом центре яранги кострище.



Чуть поодаль полог - подобие кровати из оленьих шкур мехом вовнутрь. Олений мех отлично удерживает тепло, потому что каждый волосок пустой внутри. В нем спят раздетыми даже в самый лютый мороз.



Небольшой видеофрагмент.

image Click to view



Сам же поселок почти весь состоит из, так называемых, канадских домиков. На сваях. Один дом - одна семья. Все очень цивильно. Говорят, в сильную пургу домики ходуном ходят и кажется, что улетят как домик Элли.







В поселке живет около 500 человек. В основном оленеводы, которые большую часть времени пасут стада оленей в тундре. Пасут оленей как и раньше: оленеводческие бригады живут в тундре в ярангах, по несколько месяцев, вместе с семьями. Наверное, самое большое отличие от прошлого времени в том, что грузы и яранги, при перегонке стада, везут на тракторе.

Если тема вам интересна очень рекомендую фильм «Книга тундры. Повесть о Вуквукае, маленьком камне».

Жители села чтут свои традиции и в конце августа в селе будет еще один праздник Выльгынкоранымат - Праздник молодого оленя. На нем готовят обрядовое блюдо - киелет: непереваренное содержимое желудка оленя варится в котле вместе со свежей кровью, мясом и диким луком. Пальчики оближешь, неправда ли? Жалко мы не попали.

Есть в селе и несколько многоэтажек.



Школа по-чукотски большая.



Центральный магазин.





В любом правиле можно сделать исключение.

Связь.



Теплица.



Уже после праздника нас пригласили в гости на чай в один из таких домиков и там был найдет артефакт из детства - занавеска из скрепок и открыток.





В селе живут два костореза.

В час дня начался праздник Омваам, о котором я расскажу в следующем отчете.



В этот раз попробовал слегка нетрадиционную для себя обработку фотографий, из-за того что они получились не самыми интересными по цвету. Что думаете, стоит ли в будущем использовать такую «хипстерскую» обработку или лучше забыть?

Другие отчеты про Чукотку: 
Анадырь
Анадырь (продолжение)
Анадырь - Эгвекинот на сухогрузе
Эгвекинот
Эгвекинот (продолжение)
Чукотские шесть соток
Линия перемены дат
Амгуэма

Блог

Previous post Next post
Up