Beit Shaan Бейт Шеан - один из древнейших городов на Ближнем Востоке, при раскопках кургана обнаружено около 20 культурных слоев, причем самые верхние 5 были полностью срыты при первых исследованиях. Самые древние культурные слои относятся к периодам ранней и поздней бронзы.
Место было обитаемо с халколитического периода - 5 тысячелетие до н. э. Название впервые упоминается в египетских текстах 19 в. до н. э. В эпоху еврейского поселения в Ханаане Бейт Шеан вошел в надел Менаше, однако его население оставалось ханаанским. Позже город был захвачен совместным филистимлянско-египетским войском. После смерти Саула и его сыновей в битве на горе Гильбоа, их тела были выставлены на стене городской башни Бейт Шеана. Город был отвоеван у филистимлян лишь при царе Давиде. При царе Соломоне он стал одним из важнейших административных центров.
После американских раскопок 20-х гг. и еще в течение 7 лет курган раскапывался Ами Мазаром. На кургане обнаружен египетский город - единственный вне территории Египта. Город был основан фараоном Тутмосом III во время знаменитой кампании Мегидо, о чем есть надпись на стеле, хранящейся в музее Рокфеллера. В восточном углу сохранилась городская башня 11 в. до н. э., возможно, та самая, на которой были выставлены тела царя Саула его сыновей. Курган Бейт Шеана располагается к северу от центра города, однако на территории современного строительства также, найдены многочисленные древности, относящиеся к различным периодам - римский амфитеатр на 7 тыс. мест и остатки синагоги 4-5 вв. в виде базилики (другая - самаритянская - синагога с мозаичным полом, на котором изображен Ковчег Завета, также обнаружена к северу от города). В основной части кургана раскопан разрушенный землетрясением (однако сравнительно хорошо сохранившийся) византийский город с остатками великолепный жилых и общественных зданий, улиц, храмов, бань и т.п. В самом городе раскопан большой театр 2 в. н. э., наиболее хорошо сохранившийся из античных театров в Израиле с прилегающим к нему жилым кварталом.
Пик развития города приходился на конец римской начало византийской эпохи. Римский храм относится ко 2 в. н. э. Он также был разрушен землетрясением 15 января 749 г., седьмым по библейскому счету.
Упавшие колонны, по приблизительному подсчету, весят около 250 т каждая, все лежат в одном направлении, как и в других местах - в направлении толчка. При падении колонны пробили мостовую, все следы повреждений мостовой сохранились так, как будто это было вчера - природные катастрофы часто работают на руку археологам.
Храм был очень высокий - около 15м, что соответствует 4-5-этажному современному зданию, но неглубокий, так как состоял только из одной недлинной комнаты, в которой находилась статуя божества. Входить в храм было позволено только священникам. У входа найдена табличка на разрушенном пьедестале с надписью по-гречески «от жителей Нисы - Марку Аврелию». Видимо, здесь стояла скульптура императора Марка Аврелия Антонина, правившего в 161 -180 гг. н. Посвящен был храм, очевидно, Дионису или, в римской мифологии - Вакху, поскольку данный миф впрямую связан с этим городом.
По легенде, Зевс полюбил дочь царя Фив Кадма, земную женщину Семелу, и та забеременела от него. Но богиня Гера, жена Зевса, захотела погубить Семелу и предложила ей попросить Зевса явиться в божественном обличий. Семела попалась на эту уловку, и, когда Зевс явился со своими молниями, сгорела, перед смертью родив недоношенного ребенка, Диониса. Чтобы дитя выжило, Зевс прирастил его к своему бедру, откуда ребенок родился во второй раз. Чтобы спасти его от гнева Геры, ребенок был спрятан в Нисе.
Рим перенял полностью эту легенду. По другой версии, храм мог быть посвящен местной богине Нисе, так как главный, большой храм Зевса стоял на вершине кургана (позже на его месте была построена церковь). В полу мостовой перед храмом сохранились 2 отверстия для жертвенников.
Взяла отсюда:
http://piratyy.h14.ru/a/shean/shean.html