Третья часть: классический период (XVII-XVIII века).
Три человека знаменуют вхождение философии в современный период, положивший конец Возрождению - один француз, Декарт, и два англичанина, Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс. В контексте истории они являются свидетелями потрясений, которые отчасти (только отчасти, поскольку на зыбкой почве истории идей следует придерживаться как можно более простых схем) нашли свое отражение в их философии: возникновение свободной личности, появление истинных знаний о природе, основанных на наблюдении и опыте (а не на одних умозрительных рассуждениях), верховенство государства, строительство общества на основах, отличных от религиозных… В общем, все те главные шаблоны, в рамках которых по сию пору развивается мир, в котором мы живем. Этот век классицизма, который обычно несколько поспешно ассоциируется с незыблемым порядком королевских замков и садов, является еще и веком революций во всех областях: научной, нравственной, политической. Не случайно революционеры 1793 признают в Декарте и Бэконе своих братьев.
Четвертая часть: Философия нового времени (XIX век).
Один правый полемист сто лет назад написал книгу о «глупом XIX веке». Для философа же этот век был, напротив, одним из самых разумных из тех, что были до него. В нем действовали Гегель и Ницше, не говоря уже об Огюсте Конте, Кьеркьегоре, Марксе и Шопенгауэре. Эти мыслители оказали влияние на наше время более непосредственным образом, чем их предшественники. Символично, что это первые философы, от которых до нас дошли фотографии (а не только портреты): ощущение реальности уже не то. Эти философы - почти наши современники. В самом деле, если разобраться, ни один философ XX века, даже такой великий, как Бергсон или Гуссерль, не имели такого большого влияния, как Огюст Конт, Маркс или Ницше. Гениальный XIX век!