Прикольная тема для диспута.
Действительно, смотреть мульты в детстве и будучи взрослым - две большие разницы. Некотрые, на свежую голову, просто поражают:-). Там в коментах упомянули Кота Леопольда. Так вот я тоже подписываюсь под тем, что мульт реально вредный, взрослую он меня просто-таки возмущал тряпочностью и бесхребетностью главного героя.
Оригинал взят у
miassmanв
Плохие советские мультфильмы Советские мультфильмы - они как Пушкин: наше всё. Только в отличие от Пушкина некоторые из них закладывают плохие модели поведения и мировосприятия. Вот тройка худших, с моей точки зрения, советских мультфильмов с объяснением, что в них не так.
1. . Паровозик постоянно опаздывает, потому что отвлекается на разные «более важные» дела: то пособирать ландыши, то послушать соловья, то посмотреть на рассвет. На претензии пассажира («Что за безобразие! Мы ведь опоздаем на станцию») отвечает в духе «Да? ну и что ж. Но если мы не увидим первых ландышей, мы опоздаем на всю весну». Позиция паровозика воспринимается как однозначно правильная, в то время как обоснованные претензии пассажира воспринимаются как занудство.
Click to view
Помимо приоритета «более важных дел» над работой (стеретип
«главное, чтобы человек был хороший») показана непоследовательность главного героя. Когда пассажир подстраивается под его модель поведения и сам начинает обосновывать остановку («мы опоздаем на всю жизнь»), паровозик внезапно начинает торопиться на станцию.
2. Марусина карусель. Неудачная попытка лошадки с карусели изменить свою жизнь. Сначала она захотела работать такси, потом поехала в деревню, а после этого решила стать цирковой артисткой. Ни одно из начинаний ей не удается, и она сокрушается: «Ну почему? почему мне так не везет? Ну неужели я такая уж бездарная?» При этом Маруся стремится сразу стать звездой цирка - об обучении ни слова.
Click to view
Обоснование своих неудач невезением усиливается здесь нытьем мальчика «хочу кататься на Марусе» и радостью вновь обретенного места на карусели. Стереотип «где родился, там и пригодился» в самом лучшем своем проявлении: не надо учиться новому, есть люди, которым вы нужны и здесь. Педагоги, узнаете себя?
3. Мама для мамонтенка. Полное отсутствие здравого смысла и убийство остатков логики. Сначала дедушка-морж отправляет маленького мамонтенка на льдине «на далекие берега за теплые (!) моря». Заметьте: вся забота моржа заключается именно в том, чтобы отправить мамонтенка, а доплыл он или утонул - это моржа уже не касается.
Click to view
В этой истории о том, как делегируется ответственность, бегемотиха «сбагривает» мамонтенка слонихе со словами «Смотри: у него и нос, и уши - всё как у тебя». То, что животному с шубой может быть неуютно в жаркой стране - никого здесь не заботит. Дополняется эта картина словами «меня не пугают ни волны, ни ветер - плыву я к единственной маме на свете», в которых отразилась вера в «авось» и убеждение в том, что планирование не важно.
FAQ
1. Это троллинг?
Это был бы троллиг, если бы я пришел в сообщество любителей советских мультфильмов и опубликовался там. В реальности есть обычная запись в частном блоге.
2. Можно ли сказать, что советские мультфильмы - плохие, а американские и японские - хорошие?
Нельзя. Есть разные советские мультфильмы и разные иностранные мультфильмы. Не стоит их противопоставлять: сравните мультфильмы Владимира Сутеева и Уолта Диснея - техника один в один.
3. Можно ли серьезно анализировать детские мультфильмы, детскую литературу, детские сказки?
Можно. Утверждения о неуместности трактовки продукта, сориентированного на психику трехлетнеголетнего ребёнка, взрослым человеком и с позиции взрослого человека, - это глупость. Сказки и мультфильмы - это такой же предмет научного исследования, как бозон Хиггса, к примеру.
Более того, детские сказки успешно анализируются учеными с конца XIX века и уже почти сто лет прошло с того времени, как у ученых-гуманитариев есть инструментарий для проверки «гармонии алгеброй». К примеру, есть очень авторитетный разбор детских сказок, сделанный Владимиром Проппом, -
Морфология волшебной сказки.
4. Понимают ли дети мультфильмы и сказки лучше взрослых?
Понимают иначе - да, лучше - нет. У детей как правило нет тех фоновых знаний, которые есть у взрослых, поэтому дети как правило видят меньше, чем взрослые. К тому же, уровень абстракции у детей ниже.
5. Воспитывают ли детей сказки и мультфильмы?
Нет. Детей воспитывают родители. Сказки и мультфильмы - это лишь одна из возможностей сказать ребенку, что можно, а чего нельзя. Показать образцы поведения в ситуациях, которые могут быть знакомы ребенку.
6. Интереснее ли детям смотреть, «как кот с мышью друг друга по башкам лупят»?
Маленькие дети с будут скорее смотреть на все, что мельтешит, чем на то, что двигается плавно. Но это не интерес, а рефлекс.
* * *
Интересные ремарки:
Еще мультфильмы с сомнительным содержанием:
Запись опубликована
Записки лингвиста. You can comment here or
there.