1. Контраст по цвету.
Контраст по цвету - самый простой из всех семи. ...Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. .... контраст по цвету используется ... для создания радостного декоративного многоцветия.
Следует признать, что выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.
2.Контраст светлого и темного.
Существует всего один максимально черный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и темных оттенков серого цвета, которые могут быть развернуты в непрерывную шкалу между белым и черным.
Единообразный серый цвет, его безжизненная поверхность может обрести таинственную активность с помощью тончайших модуляций тени.
3. Контраст холодного и теплого.
Характер холодных и теплых цветов можно было бы предстваить в таких сопоставлениях:
холодный - теплый
теневой - солнечный
прозрачный - непрозрачный
успокаивающий - возбуждающий
жидкий - густой
воздушный - земной
далекий - близкий
легкий - тяжелый
влажный - сухой
Эти различные способы проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях...
Контраст холодного и теплого можно считать самым "звучащим" среди других цветовых контрастов. Благодаря ему открывается возможность передать высшую музыку небесных сфер.
4. Контраст дополнительных цветов.
... закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается впечатление полного равновесия.
5. Симультанный контраст
Понятие "симультанный контраст" обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет,то симультанно, то есть одновременно порождает его сам.
Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений.
При наличии контраста светлого и темного возможность возникновения симультанного контраста уменьшается.
6. Контраст по насыщенности.
Действие контраста "блеклый-насыщенный" относительно. Какой-нибудь цвет может показаться насыщенным рядом с блеклым цветом и блеклым - рядом с более насыщенным.
7. Контраст по площади цветовых пятен
Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться все более и более интенсивным и действует возбуждающе.
Исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен - усиливать проявление всех других контрастов.