После объявления о повышении пенсионного возраста в медийном патриотическом сообществе произошел раскол - пожалуй, самый серьёзный и глубокий за всё предыдущее время. Часть сообщества привычно поддержала власть и стала обвинять тех, кто власть на этот раз не поддержал, во всех смертных грехах, включая и самый страшный - предательство.
Эти обвинения, конечно, нелепы. На деле как раз те люди, которые пенсионную реформу не поддержали, оказались более верны своим взглядам, более последовательны в своих словах и поступках.
Что же произошло?
Почему власть лишилась опоры на многих из тех, кто поддерживал её долго, начиная с 2007-го, с момента Мюнхенской речи Путина? Можно же допустить, что увеличение пенсионного возраста на самом деле критично для нашей экономики и без него само существование государства окажется под угрозой. Почему же противники реформы перестали доверять той власти, которой доверяли (с оговорками или без) более десятилетия?
Вопрос прежде всего не в экономике, а в политике. Крымский консенсус предполагал, что отношения между обществом и властью строятся на основе хотя бы минимального взаимного уважения. Власть опирается на общество, но и общество вправе рассчитывать на поддержку властей. При таких взаимоотношениях формула «я - начальник, ты - дурак» неприемлема. Формула «мы тут лучше всё знаем, тебе приказали, ты беги и выполняй» будет отвергнута с порога.
Вместо уважительного отношения к обществу власть продемонстрировала во время пропихивания пенсионной реформы все элементы спецоперации.
Еще 14 марта, перед самыми выборами президента, наша пресса распространила слова одного из сенаторов, члена ЕР, категорически опровергавшего все слухи о грядущем повышении пенсионного возраста. Мол, этот вопрос не будет рассматриваться до 2030 года.
И сегодня единороссы, включая и того сенатора, проталкивают тот закон, от которого они открещивались всего несколько месяцев назад. Легко поднять архивы и обнаружить, что многие члены ЕР резко критиковали Кудрина за его идею пенсионной реформы. Теперь они столь же горячо эту идею поддерживают. То есть они сменили - и очень резко - свои политические взгляды, так как вопрос о реформе прежде всего политический и прямо лежит в сфере либеральной идеологии.
Это, впрочем, и не скрывается. Депутат ГД Елена Ямпольская в эфире федерального канала упрекала либералов в том, что и они не поддерживают реформу, хотя о ней-де мечтал ещё Егор Тимурович Гайдар. Мне тоже совершенно непонятно, почему либералы протестуют против повышения пенсионного возраста. Однако госпожа Ямпольская открыто признала, что она и её однопартийцы по ЕР (за исключением Поклонской) в зале Госдумы единодушно мечту Егора Тимуровича осуществили!
Получается, что представители власти откровенно признают, что возвращают страну в те самые 90-е, которые госпропаганда с удовольствием проклинала все последние годы. Разрыв между тем, что было декларировано, и тем, что происходит в реальности, оказался вопиющим.
Целых четыре года наша пропаганда рассказывала нам об Украине и всей пагубности её майдана. Упоминалось и о том, что теперь МВФ диктует Украине свои правила, вынуждая украинские власти поднимать пенсионный возраст. Но теперь выяснилось, что те ещё сопротивляются, а наши сразу приняли эту команду от МВФ.
То есть вся та идеологическая конструкция, на которой держались отношения общества и власти все последние годы, рухнула. Мы и безо всякого майдана подошли к тому, к чему четыре года назад подошло украинское общество. И чем теперь бахвалиться перед соседями? Тем, что у нас людей не постреляли на площади и не пожгли?
Пенсионная реформа очевидно продемонстрировала обществу, что власть ему не доверяет, боится его, изворачивается и лжёт ему. Казалось бы, демография - очень консервативная дисциплина. Если нет форс-мажорных обстоятельств (мировой войны, глада, мора, гайдаровских реформ), то демография способна предсказывать численность населения на долгие годы вперёд довольно точно...
Мужчина 55-ти лет узнал, что ему предстоит работать не пять лет до пенсии, а целых десять, когда он находится на склоне лет и не может поменять свою жизненную стратегию. И власть ещё смеет говорить о какой-то постепенности! Это не постепенность, это подлость.
~~~~~~
Только что Дмитрий Медведев сравнил реформу с горьким лекарством. Неприятно, а пить надо, не то будет хуже. Извините, но таким языком он со своими внуками может разговаривать - да и то, пока им не исполнилось 14 лет. Мы такого врача себе во врачи не выбирали. Взрослые люди, когда им ставят диагноз, имеют возможность выслушать и второе врачебное мнение, и третье. Выбрать себе вызывающего доверие специалиста - или вовсе отказаться от госпитализации.
Чем дольше слушаешь тех людей, которые продвигают реформу, тем больше складывается впечатление, что их основная цель - окончательно взбесить население и вывести его на улицы. Что это, глупость или измена - пусть разбираются более компетентные люди. Но я считаю, что патриот своей страны поддерживать такое поведение властей, губительное для всего состояния дел в нашем Отечестве, не может.
Недаром некоторые аналитики считают, что последние экономические шаги правительства направлены на подрыв рейтинга президента и отстранение его от власти в дальнейшем. Если это так, то правительство действует вполне успешно. Но общество президенту здесь помочь никак не в силах.
Ну да, бывают такие обстоятельства, которые заставляют человека резко сменить свои убеждения. Пенсионная реформа к таким не относится. Ни с моими убеждениями, ни с убеждениями тех, кто разделяет мои взгляды, ничего не случилось. Мы по-прежнему отстаиваем интересы своего общества и своего государства. Но полагаем, что в условиях сильнейшего внешнего давления на нашу страну действия правительства и депутатов от правящей партии, мягко говоря, безответственны. А говоря проще - безумны.
У них ещё есть время опомниться. Конечно, статус-кво уже не вернуть, никакой консенсус общества с этой властью более невозможен (единожды солгав, кто тебе поверит). Но есть ещё возможность вернуть ситуацию хотя бы в кое-как приемлемое политическое русло.
Ольга Туханина
(в сокращении)