Расточительство - бич рыночной экономики. Взять хотя бы стеклянные бутылки. Раньше их мыли и сдавали на последующее применение, сейчас просто выбрасывают и изготавливают новые. Ещё хуже - использование пластика, который не "усваивается" природой и приводит к тяжким последствиям для экологии в планетарном масштабе.
***
Разговоры во власти о модернизации, развитии, опережающих технологиях не прекращаются.
Но внимание общества заострено исключительно на технической и технологической составляющих прорыва в будущее. О создании же новых социальных технологий речь не идет в принципе.
А между тем без социальных и культурных инноваций никак не обойтись.
Суть любого прорыва - в открытии, а не в попытке повторить уже существующий где-то образец. Именно поэтому безнадежная попытка "догнать и перегнать Америку" напоминает известную историю про Ахиллеса и черепаху.
Прекрасное русское слово "предприниматель" как раз указывает на способность делать опережающие ходы. Поэтому успех во многом обусловлен умением предвидеть ситуацию и действовать исходя из картины будущего. Ведь и успех - от слова "успевать".
России нужно успеть, во что бы то ни стало. Нам непременно надо перепрыгнуть в новое социальное время. Стать хотя бы на время опять авангардом человечества.
Конечно же, социальную стратегию новой России придётся выстраивать с учетом череды кризисных явлений в мировой экономике, с учетом серьезнейших проблем в сфере экологии планеты, с учетом демографических показателей в России и соседних государствах.
...
Совершенно очевидно, что доминирующий в развитых странах тип производства и потребления является расточительством, непозволительной роскошью для планеты и ведет к экологическому коллапсу, исчерпанию ресурсов планеты и т. д. То, что полуторамиллиардный Китай включился в потребительскую гонку - грозный признак. В затылок ему дышит Индия, за Индией спешит Индонезия. Рыночный угар продолжается, мировое общество потребления распухает, как дрожжевое тесто.
Дикая ротация вещей и автомобилей, непрерывные изменения моды, фактор "морального устаревания" того или иного предмета, стремительная смена "династий" телевизоров и холодильников, - всё это предельно сокращает срок эксплуатации той или иной вещи. Сами производители закладывают в товар свойства, рассчитанные на короткий цикл ротации. Так, например, любая современная стиральная машина рассчитана на определенный, довольно короткий, период жизни, после истечения которого она ломается раз и навсегда. Дешевле купить новую вещь, чем чинить старую.
Относительно недавний феномен одноразовой посуды, одноразовых полотенец и тому подобного "одноразового" производства как нельзя лучше символизирует данную тенденцию.
Конкуренция - как производителей, так и потребителей - приводит к пугающей множественности альтернативных товаров и услуг. Экологи правы: если в потребительскую гонку включится еще треть человечества - праздник быстро закончится.
Но что же будет дальше?
Очевидно, людям придётся вырабатывать новую культуру потребления, связанную с существенным снижением уровня такового. Сегодня аскетизм - не в почете и социально унижен. Но завтра, быть может, добровольный отказ от материальных благ станет признаком хорошего тона. Институт утилизации сломанной техники уступит место старому доброму ремонту.
Штопаные носки войдут в моду, но не это главное.
Главное - культура производства и потребления так называемых вечных вещей.
Под вечностью надо понимать отрезок, соотносимый с длиной человеческой жизни. Так, крестьянская изба, способная простоять 100 лет, являет собой тип вечного жилища, чего не скажешь об обычном панельном доме, рассчитанном на куда меньший срок эксплуатации.
Главными становятся прочность, долговечность и качество вещи, а не её новизна и популярность.
Цена таких вещей, разумеется, резко возрастёт. Но общество в результате получит драгоценный ресурс, который перестанет бездумно проматываться в рыночной гонке.
И книги, и автомобили будут создаваться под заказ, строго в том количестве, в котором они необходимы. Приобретение такой "долгоиграющей", дорогой и драгоценной вещи станет, безусловно, событием для семьи, для рода. Этот "новый вещизм" немного напоминает кустарные времена, традиционное общество, Средневековье - но между тем в этой формуле таится возможное будущее.
Вполне вероятно, что идеология "вечных вещей" и есть одна из опережающих социально-экономических технологий, необходимых России.
Андрей Фефелов
/В сокращении/