Геополитическая «многовекторность», больше напоминающая попытки усидеть на разъезжающихся в разные стороны стульях, не первый раз в мировой истории становится синонимом серьёзного внешнеполитического провала.
Анализ событий последних двух месяцев показывает, что мир входит в новую эпоху. В этих условиях окно возможностей для многих мировых лимитрофов, в том числе Беларуси, стремительно сужается.
Официальный Минск не прочувствовал эту тенденцию и с начала прошлого года развернул активные действия против России на экономическом поле в расчете на приход к власти в США Хиллари Клинтон.
Идеологически эта кампания поддерживалась созданием мифа о возможности военного вторжения России в Беларусь. Она стартовала еще раньше - в сентябре 2015 года с одного из докладов Центра стратегических и внешнеполитических исследований, который неформально курируется МИД РБ.
По сути кампания о российском военном вторжении в Беларусь ничем не отличалась от аналогичной пропагандистской кампании, развернутой в отношении России со стороны прибалтийских лимитрофов, которые в преддверии сокращения дотаций из бюджета Евросоюза и полного прекращения нефтяного транзита из России к 2020 году также развернули оголтелую русофобскую кампанию.
Таким образом, провластные белорусские пропагандисты при МИД РБ встали в отношении Москвы идеологически в ту же позицию, что и прибалтийские режимы, образовывая в пропагандистском плане одну линию - на «противостояние агрессивной Москве». Но если в отношении стран Прибалтики данная линия вопросов не вызывала, то аналогичные действия «союзника» факт союзничества стали ставить под вопрос.
Попытка официального Минска шантажировать Москву экономически в силу целого ряда причин не увенчалась успехом. Немалую роль в этом сыграло избрание Дональда Трампа. К ноябрю все попытки официального Минска в одностороннем порядке продавить свою цену на газ провалились. Ущерб от сокращения поставок нефти на 6 млн тонн по итогам года начинал перевешивать все возможные политические дивиденды с Запада.
В декабре 2016 года официальный Минск посчитал возможным перейти на следующий уровень давления на Москву - от экономического к политическому. Сначала под надуманными предлогами были арестованы трое граждан республики, сотрудничавшие с российскими СМИ. Затем разгорелся скандал с высказываниями генерал-лейтенанта, директора РИСИ Леонида Решетникова. Москва увидела, что на самом деле белорусское руководство занимает исключительно потребительскую позицию в отношении своего ближайшего союзника, не гнушаясь образовывать единый идеологический фронт против Москвы с давними недоброжелателями.
Эта линия официального Минска наиболее точно аналитически сформулирована Модестом Колеровым в октябре 2016 года:
«1. Продолжится быстрое сближение правящей номенклатуры с Западом и его клиентами внутри страны.
2. Национализация номенклатуры сделает именно ее главной носительницей националистической риторики.
3. Отношения с Россией ухудшатся до такой степени, что Минск станет инициатором фактического замораживания своего участия в Союзном государстве, ОДКБ и ЕАЭС.
4.Транзит из центральной России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы станет практически невозможным.
5.Транзит из России в Польшу по территории Белоруссии будет переведен в режим ручного управления.
6. Политическая номенклатура приведет к власти одобренное Западом экономическое правительство либертарианцев, которое начнет «шоковые» реформы, главным призом в которых будет свободный доступ граждан Белоруссии на рынок труда в ЕС.
7. Идеологией власти станет «национальное возрождение», быстро переходящее в этнический национализм и русофобию под видом борьбы против «русского империализма».
Арест журналистов и скандал с директором РИСИ Решетниковым стали для Москвы той лакмусовой бумажкой, которая проявила истинные намерения официального Минска. В настоящее время Москву и Минск связывает только узкая пуповина действующих экономических соглашений в рамках Евразийского союза, так как Союзное государство после экономических и политических эскапад официального Минска фактически умерло.
Ситуация осложняется для Минска и теми серьезными переменами, которые в течение 2017 года произойдут в Европе.
Довольно серьезные перемены ждут Украину. В одном из сценариев к власти на промежуточном этапе вернется Янукович, которого официальный Минск сдал как стеклотару. Он передаст власть одному из лидеров Новороссии, который и станет новым президентом той страны, которая образуется на месте Украины. Это будет означать провал белорусской внешней политики на украинском направлении.
В Голландии к власти придут правые, которые объявят референдум о выходе из Евросоюза и выиграют его. Этот референдум еще не развалит ЕС, но полностью его парализует.
Во Франции к власти придет или Фийон или Марин Ле Пен, но для России это не будет иметь большого значения.
Под большим вопросом переизбрание Меркель. Но в любом случае проект ЕС окажется замороженным на долгие годы. То есть пропадет тот субъект, с которым МИД РБ координировал свою политику по дистанцированию от Москвы.
На днях в прессе была обнародована информация о том, что в течение последнего месяца команды Владимира Путина и Дональда Трампа вели активные консультации по поводу будущего глобального пакта. И это подтверждает как ту информацию, что курсировала по Москве ранее, так и предположения по поводу большой российско-американской сделки, о которой мы недавно писали: всё европейское пространство будет переформатировано.
В этих условиях выбранная официальным Минском стратегия противостояния Москве с опорой на рост агрессивного национализма и невыполнение ранее заключенных экономических соглашений обречена на провал.
Для того чтобы исправить ситуацию, времени остается не так уж и много. Ключевых дат две - 2 апреля и 1 июля. Кто будет отвечать за провал внешней политики, который станет скоро очевиден всем? Претендентов не так уж и много.
К тому же, несмотря на запугивание наиболее активных страт белорусского общества, лояльность к власти со стороны почти всех слоев белорусской элиты за последние месяцы серьезно снизилась.
Кампания по запугиванию элит выглядит как признак неуверенности в своих силах, слабости и растерянности. Сильная власть, как показывает опыт России, не нуждается в таких методах работы во внутреннем политическом пространстве...
Юрий Баранчик (в сокращении)
https://regnum.ru