На днях столицу всколыхнул очередной околомедицинский скандал. Журналист одного из центральных телеканалов в Москве нечаянно стал свидетелем дикой сцены: на его глазах санитары выкатили на коляске из больницы неизвестного мужчину и… выкинули на обочину.
По профессиональной привычке прохожий тут же нажал кнопку «видео» на мобильном телефоне.
- Да он же бомж, понимаете! - выкрикнул в камеру один из санитаров.
На видео, которое в считанные часы стало хитом интернета, хорошо виден лежащий в грязи приличного вида человек…
В дальнейшем, когда в дело вмешалась полиция и пациента вернули в больницу, выяснилось, что недавно он перенес инсульт. Неизвестно, кто и когда доставил его к медикам - документов при себе у неизвестного не было, говорить он не мог, ничего не помнил, ко всему у бедолаги отказали ноги.
Сейчас вопиющий инцидент расследует специальная комиссия, чиновники разных уровней, ответственные за надзор и контроль в сфере здравоохранения уже поспешили сообщить о первых срочно принятых мерах по усилению дисциплины, вынесенных взысканиях.
Наверняка в ближайшие дни мы услышим и о увольнениях некоторых сотрудников городской клинической больницы имени И.В. Давыдовского, где и случилась эта постыдная история. Которая, спешим заметить еще раз, и огласку-то такую получила лишь потому, что журналист с камерой так «некстати» оказался неподалеку…
«Фактически это неоказание медицинской помощи, то есть уголовная статья», - прокомментировала инцидент Юлия Мишукова, юрист Лиги защитников пациентов.
История действительно вопиющая, из которой, разумеется, вовсе не следует, что у нас то и дело пациентов из больниц на обочину выкидывают. Нет, не выкидывают. Зато куда чаще возникают ситуации, когда и законы вроде бы не нарушаются, а человек фактически остается без жизненно важной для него медицинской помощи. И родственникам, чтобы помочь близкому человеку, волей-неволей приходится платить за то, что врачи и так должны сделать для него бесплатно.
Например, у мужа моей подруги недавно также случился инсульт. Семья в это время проводила отпуск в Санкт-Петербурге. Юрию повезло. Доставленному по «скорой» в одну из лучших клиник Петербурга, ему вовремя оказали первую помощь, уложившись в те самые золотые три часа, которые для инсультника решают не только останется ли он жить, но и по какому сценарию будет дальше развиваться история его борьбы с болезнью…
Через несколько недель, когда состояние немного стабилизировалось, больного перевезли домой, в Москву: период восстановления после инсульта кропотливый и долгий, может длиться месяцами и даже годами, в чужом городе столько не проживешь. И вот тут-то и начались непредвиденные «трудности». Например, визита на дом районного невропатолога, без которого, между прочим, нельзя получить направления на дальнейшее - бесплатное! - восстановительное лечение, пришлось ждать без малого неделю.
Может, невропатолог и дальше держал бы многозначительную, почти мхатовскую паузу, если бы подруга не закатила скандал в поликлинике. «По закону врач должен прийти не позже чем через 7 дней, мы ничего не нарушили!» - чуть ли не с гордостью заявили ей потом руководители «районки».
Интересно, думала я, слушая о злоключениях этой обычной московской семьи, а почему именно семь дней? Что такого должно произойти за это время с пациентом? Либо умрет, прости господи, и тогда «нет человека - нет и проблемы». Либо - само пройдет? При инсульте это просто невозможно, даже дети знают. А вот время потерять и утратить с таким трудом уже восстановленные функции организма - это запросто.
Однако самый ожидаемый вариант развития событий: у родственников не выдержат нервы и они вызовут платного врача - того же невропатолога, но за деньги…
Вот и выходит, что на деле наша медицина даже в случаях, предусмотренных полисом обязательного медицинского страхования, оказывается бесплатной далеко не всегда.
Невеселые размышления подтверждают и предварительные итоги опроса, который проводит на своем сайте Лига защитников пациентов. Их выводы: доступность медицинских услуг ухудшилась за последние пять лет, ожидание приема у специалиста в поликлинике порой затягивается на недели…
Говорит Эдуард Гаврилов, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по охране здоровья, физической культуре и популяризации здорового образа жизни:
«Результаты опроса Лиги защитников пациентов не стали для нас сюрпризом. Мы неоднократно писали о том, что доступность медпомощи в стране падает, сроки ожидания диагностических исследований и приема у специалистов увеличиваются, в результате чего пациенты вынуждены обращаться за платными медуслугами.
По нашим данным, полученным при опросе пациентов в регионах, реальные сроки ожидания приема у врача или диагностики сегодня в 2−3 раза превышают нормативные. Особенно остро проблема стоит на селе, где обеспеченность врачами стала в 3−4 раза ниже, чем в городе, а смертность - на 14% выше.
После проведения непродуманной оптимизации сети медицинских организаций за 2013 и 2014 годы число амбулаторных посещений среди сельских жителей сократилось на 39 миллионов, эта тенденция продолжилась и в 2015 году. То есть ни о каком приоритете профилактической работы, о котором говорит Минздрав, не может быть и речи!
48,6% участников опроса Лиги защитников пациентов признались, что платят за лечение
Мы наблюдали, как в стране в 2013 году происходил неконтролируемый, ползучий рост платности медицинских услуг на 12%. В 2014 году он сменился скачком в 25%. По данным Росстата денежный объем платных медицинских услуг в России в 2015 году составил уже 506,8 млрд. рублей, что почти на 7% больше, чем годом ранее. Практически повсеместно мы сталкиваемся с искусственным сдерживанием предоставления пациентам бесплатных медицинских услуг. Граждане платят не за дополнительный комфорт, как заявляет Минздрав, а за то, чтобы не ждать месяц или два в очереди на диагностическое исследование или госпитализацию.
Пациенты из регионов регулярно обращаются к нам с жалобами на то, что врачи назначают им сделать МРТ, но ожидание бесплатного исследования составляет до полугода, и приходится проходить томографию за свой счет. Подобным образом ситуация складывается и с другими исследованиями, а за консультациями узких специалистов жителям села приходится ездить в районный или областной центр».
По данным Росстата, среднегодовая численность врачей в 2015 году сократилась еще на 2,3 тысячи человек, а средних медицинских работников - на 22,4 тысячи человек. И это при том, что в 2014 году были сокращены около 90 тысяч медработников. Суммарно за три года было сокращено около 100 тысяч коек в стационарах».
***
favor_in_all: Текст поста не мой, но в прошлом году я пережила нечто подобное тому, что описано автором. Могу подтвердить: нынешняя российская медицина - это бездушный механизм, заточенный на выбивание денег. Конечно, встречаются хорошие, отзывчивые врачи, но это уже скорее исключение из общих правил. Увы!