Смолин: «Британцы создают школы для одарённых детей по советскому опыту»

May 23, 2016 13:10



Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин:

Мы были в тройке лучших молодых поколений своего времени

Сейчас мучения школьников совершенно непропорциональны полученным результатам. Это главное, что я хотел бы поменять в школе. У меня внук учится во втором классе, так вот я во втором классе был свободным человеком, а у моего внука очень мало свободного времени для развития.


Если же говорить в общем, то, по данным Рособрнадзора, четверть ребят не справились с простейшей задачей на ЕГЭ по математике. Кстати, ЕГЭ в сфере математики максимально приближен к традиционной контрольной работе. И на нем была предложена такая задача:

Поезд вышел в 10 утра из пункта «А», прибыл в пункт «Б» в 12 часов следующего дня, оба пункта находятся в одном часовом поясе. Сколько в пути провел поезд?

Это же задача для второго класса!

Спрашивается, зачем устраивать детям мучения, если результата нет никакого? Я считаю, что мы нарушили один из великих заветов знаменитого психолога Льва Выготского, стодвадцатилетие которого мы празднуем в этом году: «Ищите зону ближайшего развития». Когда перегружают детей информацией, довольно часто ненужной, они перестают знать даже то, что должны были бы знать при нормальном количестве информации.

В советской школе информации, которой детей нагружали, было меньше, а знаний больше. Мы были в тройке лучших молодых поколений своего времени. Сейчас начальная наша школа остается в тройке мировых лидеров, но чем старше, тем хуже их показатели. И сейчас мы по этому параметру скатились на четвертый и даже пятый десяток в мире.

Нам необходимо обучение, ориентированное на личность

Чем объяснить такую перегрузку? Я не сторонник теории иностранного заговора. Знаменитые бюрократические законы Паркинсона хуже любого заговора. Как-то в Думе я высказывался по очередной правительственной программе массового закрытия вузов: «Не верю в иностранных агентов в правительстве. Но если бы они там были, то ничего лучшего для них, чем свертывание высшего образования и выбрасывание студентов на улицу во время кризиса, я придумать не могу».

Однако, не разделяя теории иностранного заговора, я верю в то, что российская политическая элита пытается создать две системы образования. Одна - для управляющих, а другая - для всех остальных.

Кроме критики требуется выдвинуть и позитивные предложения. Мой взгляд такой:

Нужно еще раз внимательно отобрать задания для школьной программы.

Категорически отказаться от системы бюрократической балльной оценки работы учителей. Ведь учителя сейчас без конца отчитываются и занимают первое месте в мире по времени, затрачиваемому на выполнение формальных процедур.

И третье - в образование надо вернуть живую душу, то есть вместо бюрократического образования нам необходимо обучение, ориентированное на личность.

Образование без воспитания - это меч в руках сумасшедшего

Сейчас, напротив, пытаются убрать человеческий фактор. В этом случае может получиться дрессировка, но не обучение. Дмитрий Менделеев, кстати, говорил, что образование без воспитания - это меч в руках сумасшедшего.
Недавно я узнал, что британцы создают школы для одарённых детей по советскому опыту, активно используя классические советские учебники по естественным наукам. Что и неудивительно, ведь эти учебники, как, кстати, и учебники по литературе, достаточно хороши, чтобы по ним учиться.

Конечно, для современности следует в старых текстах сделать поправку на идеологический фактор. С такой поправкой они годятся для обучения в наше, сегодняшнее время. Я, кстати, знаю родителей, которые достают свои учебники, оставшиеся со времен СССР, и обучают по ним детей.

favor_in_all: А для нас, учившихся в советской школе, задачка, выделенная красным цветом, как показалась - лёгкой, сверхлёгкой или так себе?

упадок, образование, СССР, Россия

Previous post Next post
Up