Патриотам надо помогать, либералы - пробьются сами

Apr 21, 2016 18:29



В современной России, где патриотизм вроде бы провозгласили национальной идеей, всё происходит с точностью до наоборот: «чернуха» в фаворе у чиновников от культуры, а патриотическое кино поддерживают больше словами, чем делами и деньгами.
Об этом беседуют писатель Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов.

Перевелись на Руси великие актеры?

А.Т.: - Год литературы в РФ плавно перешел в Год кино. В Год литературы поддержка литературы непонятно куда ушла... Меня смущает то, что и кино у нас поддерживают весьма своеобразно. Есть несколько, условно говоря, «гуру», которые получают большие деньги…

А.Б.: - Федор Бондарчук, Никита Михалков…

А.Т.: - А я больше, пожалуй, никого и не назову.

В то же время деньги выделяются и на такие фильмы, которые плохо показывают нас самих. Например, снимают фильмы о том, как плох был Советский Союз. Я понимаю, в СССР были недостатки, но получается, что сегодня мы льём воду на чужую мельницу.

А.Б.: - Владимир Зеленский гастролирует в России, снимается в нашем кино, а деньги переводит на поддержку ВСУ.

А.Т.: - Да, фильм не будет пользоваться популярностью, скорее всего даже провалится, но деньги-то на него потрачены. При этом я, честно говоря, вообще не понимаю, что он делает в российском кино...

Эти жалкие попытки, потуги делать римейки того же «Служебного романа»…

А.Б.: - Все эти римейки - тех же «Джентльменов удачи» - это такие бледные копии, жалкие подражания оригиналам.



А.Т.: - Хотя авторы пытались даже название изменить на «Джентльмены, удачи!», фильм получился слабенький. Даже игра Сергея Безрукова не спасает. Все равно старые фильмы не переплюнуть, потому что уровень актеров не тот.



Или взять, например, римейк «Кавказской пленницы». Я понимаю, людям просто хочется увидеть героев любимого фильма в исполнении современных актеров. Это только так можно воспринимать. Потому что он почти ничем не отличается от фильма Гайдая: шутки те же самые, почти один к одному, но актеры не того уровня.

Сейчас нет актеров такого уровня, как Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, Юрий Никулин. Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Георгий Жженов, Юрий Яковлев. Кто с ними состязаться-то будет? Гоша Куценко? Дмитрий Нагиев?

Шоумены они, может быть, и неплохие. Иногда какие-то роли у них получаются. Но именно иногда и какие-то. Может быть, они просто не раскрылись. Но раскрываться нужно не на римейках, а каких-то глобальных, серьезных фильмах.

Свобода губит нашу режиссуру?

А.Т.: - Сейчас говорят о том, как обижали наших великих режиссеров в Советском Союзе. Но посмотрите: Марк Захаров. Эльдар Рязанов, Георгий Данелия - какие шедевры они сняли тогда! А после девяностых годов какие глобальные фильмы Рязанова, Захарова или Данелия вы можете назвать? Все их лучшие фильмы сняты в СССР.

А.Б.: - Есть такая парадоксальная мысль: когда была цензура - создавались талантливые, великие, даже гениальные вещи. Не стало ее - творцы измельчали. Я вовсе не призываю вернуть цензорские ножницы, но определенные выводы напрашиваются.

А.Т.: - Или фильм Алексея Германа «Трудно быть богом». Мы долго ждали этого фильма! Пятнадцать лет нас кормили обещаниями, что это будет гениальный шедевр. Я - поклонник братьев Стругацких, я у них всё перечитал. Начал смотреть «Трудно быть богом»…

То, что в средневековье была грязь, я и так знаю. Больше ничего в этом фильме я не увидел. Мысли, которые закладывали в своих романах Стругацкие насчет прогрессорства - хорошо это или плохо, - где они? Фильм получился на самом деле никакой. Жаль, что он на экранах не шел. Люди бы посмотрели и оценили, какой это «шедевр».

А.Б.: - И сравнили со старым советско-немецким фильмом.

А.Т.: - Неплохой фильм. Во всяком случае, лучше, чем у Германа, где, извините, одни испражнения. Искусство ведь не грязь должно показывать, а к чему-то высокому стремиться.

Пасынки рекламы на задворках кинопроката

А.Т.: - Другая проблема: у нас выходят вроде бы и неплохие фильмы, но почему-то их показывают очень мало, рекламы практически нет.

Вот был фильм «Батальон», на который наезжали и коммунисты, и либералы. Фильм на самом деле очень хороший, эмоциональный, и Мария Аронова сыграла, наверное, лучшую свою роль. Я смотрел фильм - у меня слезы на глазах. При этом фильм почти не окупился.

А.Б.: - Рекламы было недостаточно, как и у других патриотических фильмов, таких как «Поддубный». Да её практически и не было. Или «Контрибуция» - фильм патриотический, и, что называется, на злобу дня - о противостоянии белых и красных патриотов олигархии, грабящей страну. Хотя и не без некоторых исторических натяжек.

А.Т.: - Или фильм «Форт Росс». Он шел один или два сеанса в самое неудобное время.

А.Б.: - Я его пропустил из-за отсутствия нормальной рекламы.

А.Т.: - Откуда такое отношение к своим фильмам, мне непонятно.

А.Б.: - Из патриотических фильмов последних лет только «Территорию» неплохо прорекламировали. Но там сама литературная основа, роман Олега Куваева - лучшая реклама.

А.Т.: - Возьмем фильмы последнего времени - «Сталинград» или «Обитаемый остров». Мне нравится Федор Бондарчук как актер. Но почему-то фильмы, которые он снимает… идеологически не те. Ведь в «Обитаемом острове» у Стругацких совсем другая идея. Я посмотрел первую часть - вроде неплохо, а вот вторая меня убила напрочь.

«Девятая рота» - в принципе практически то же, что многие голливудские фильмы про Вьетнам.  «Грозовые ворота» - вроде за меньшие деньги снято, но за душу берет. С другой стороны, когда Федор Бондарчук продюсирует какие-то фильмы, у него это получается интересно.

Никита Михалков, конечно, великий режиссер, но его последние фильмы меня как-то не затронули. Если в «Солнечном ударе» что-то есть, то последние фильмы про Великую Отечественную, все эти «Утомленные солнцем», не впечатляют. В них он умудрился обидеть и патриотов, и либералов, и всех прочих. Но при этом мне очень понравилась его передача «Бесогон». Вроде бы человек идеологически правильный, но почему с фильмами так получается?

Министерство культуры России поддерживает «Левиафан» и другие антироссийские фильмы. Зачем? Пусть снимают кино о том, как мы плохо живем, на свои средства и потом получают призы в Каннах...

Суворов и Ермак - альтернатива Чужим и Хищникам

А.Т.: - Нам нужны патриотические фильмы. По моей книге «Русские в Сараево» сценарий уже сделан. И в самом деле, почему бы про наших добровольцев, которые спасли репутацию России в Европе, фильм не снять? Ведь если бы не они, сербы к нам бы сейчас так хорошо не относились. А у нас про них не вспоминают, тема почти неизвестная.

Будь я режиссером, снял бы фильм под названием «Измаил», о величайшем полководце Александре Суворове. Даже Александр Македонский столько сражений не выиграл. Про Русско-турецкую войну 1870-х годов, про оборону Азова. Или почему бы не снять фильм про крепость Осовец?

А.Б.: - Знаменитую «атаку мертвецов». Или про героическую оборону Михайлова в 1618 году. Открою маленький секрет: несколько лет назад я написал повесть об этих событиях, которую тоже можно было бы преобразовать в сценарий фильма.

А.Т.: - Битву при Молодях. Ее можно снять при небольших затратах, так как там в последние годы реконструкторы работу проводят. У них есть и форма, и снаряжение. Это - подготовленные бойцы, которые могли бы сделать серьезную массовку. Про походы ушкуйников, про босфорские войны казаков…

А.Б.: - Про каперский флот Ивана Грозного на Балтийском море.

Или, если взять экзотические страны, - русские в Парагвае, выигравшие войну против Боливии, которую поддерживали США и немецкие генералы. Или, например, про национального героя США Поля Джонса, воспетого Купером и Дюма. Он некоторое время служил в Российском флоте, участвовал в русско-турецкой войне, но об этом редко вспоминают. Только у Пикуля есть миниатюра о российской странице его биографии.

А.Т.: - О генерале Турчанинове, казаке, отличившемся в Гражданской войне в США. И не надо придумывать «героев» вроде Бэтмена. А то в Голливуде сегодня уже не знают, кого с кем стравить: Чужой против Хищника, Бэтмен против Супермена.

Нужны новые фильмы и про героическую оборону Севастополя в девятнадцатом веке и, конечно, про Великую Отечественную - только правдивые, а не такие, как сегодня, когда показывают смершевцев… в сорок первом году.

Тему Аляски надо развивать. И тему Ермака. Фильм с Виктором Степановым в главной роли (я считаю его великим актером) сняли в девяностые, но бедность бюджета картины видна невооруженным глазом. А можно снять про него новый фильм с большим размахом.

Так же, как про русских землепроходцев - Хабарова, Пояркова…

В Год кино мы много чего пожелали. Надо финансировать нормальные патриотические фильмы. А либеральный фильм, если он достойный, сам пробьется.

Хотелось бы, чтобы Год кино был более удачным, чем Год литературы.

кино

Previous post Next post
Up