Требованиям ГОСТа не отвечает ни одна колбаса
Три четверти российских колбас, даже если они продаются под известными брендами, - фальсификат, который делают из чего угодно, только не из говядины и свинины. К такому выводу пришёл Росконтроль.
Результат экспертизы оказался неутешительным: даже известные мясокомбинаты выпускают продукцию, не отвечающую стандартам качества. Требованиям ГОСТа не отвечает вообще ни одна колбаса, различные нарушения обнаружились практически в каждом образце.
Как производители и маркетологи вводят в заблуждение и откровенно обманывают потребителей и стоит ли вообще покупать колбасные изделия, рассказывает кандидат медицинских наук, диетолог-консультант компании «ЛЕОВИТ нутрио» Светлана ТИХОМИРОВА.
Упаковка и реклама
Слово «ГОСТ» на упаковке ничего не говорит о качестве продукта, а является сегодня просто рекламным ходом. Эти продукты зачастую точно такие же, как соседние, производители которых не прибегают к подобным уловкам. На волне разного рода «сенсаций» маркетологи изобретают всё новые и новые варианты рекламы, типа «соли без ГМО» или «растительного масла без холестерина». Это при том, что в соли нет никаких генов, а в растительном масле холестерина не может быть по определению.
Это называется «отстройка от конкурентов» и на самом деле не нарушает законодательных норм. Такие примеры можно найти не только в «продуктовой корзине». Наименее этичными подобные рекламные ходы становятся в сфере здравоохранения и питания. Незаконными они не являются, хотя и заставляют потребителя покупать более дорогой продукт с якобы лучшим составом.
Гадость без обмана
Ни один производитель не напишет на упаковке сосисок, что в них содержится вырезка или мякоть. Пишут: свинина, говядина и т.п. Но хвосты коровы, шкура барана или жилы свиньи - это тоже говядина, баранина и свинина. В законодательстве не прописано, что производитель должен указать точное место туши, из которого взяли сырьё для колбасы. Но если и этого «мяса» в продукте совсем мало, то в него кладут вещества, увеличивающие объём, или заменители белка: соевый изолят, молочный белок, крахмал, растительный белок и т.д. и т.п. Обмана как такового тут нет, зачастую и наказать-то производителя не за что. Он делает продукт по ТУ, которые утверждены в официальном порядке и совершенно законны. А в них указаны именно такие компоненты.
Это же касается улучшителей вкуса, красителей и консервантов. В России, да и во многих других странах, они не запрещены, поэтому могут использоваться абсолютно легально. Просто покупатель не понимает, что варёное мясо (колбаса) может быть только серого цвета - если оно розовое, значит, содержит краситель. Сварите мясо - оно не пахнет, а если колбаса имеет приятный запах - значит, там ароматизаторы. И так далее. Это не фальсификация, которая может означать нарушение закона, это просто игра на безграмотности потребителя.
Сознательный обман
Хуже, когда производитель добавляет в продукт какое-то вещество, а на упаковке это не указывает. Или наоборот - пишет в составе какой-то компонент, но на самом деле в продукт его не кладёт. Многие, наверное, помнят скандал с обнаружением конины в колбасных изделиях в Европе. Так что эта проблема существует не только в России.
Чтобы вскрыть такой обман, нужно делать контрольные закупки и проверять продукт в лаборатории. Но штрафы за такое нарушение невелики, а производитель может просто переименовать (перебрендировать) продукт и продолжить его выпуск с тем же составом. При том ассортименте, который сейчас имеется в магазинах, отследить реальный состав всех товаров просто невозможно.
Что делать?
Выход в этой ситуации один - готовить самостоятельно. Не так уж сложно испечь хлеб, запечь со специями кусок мяса (вместо колбасы), сварить компот из ягод или яблок (вместо сока из пакета). Больше проблем будет с молоком и молочными продуктами, но здесь нужно хотя бы смотреть на упаковку и читать состав.
Проблема, возможно, не только в недобросовестности производителей, но и в отношении покупателей к своему здоровью. Ведь если отказаться хотя бы от покупки вредной колбасы (а полезной колбасы не бывает!), то производителям невольно придётся переходить на другие методы работы, использовать другие компоненты и внимательнее относиться к тому, что они рекламируют.
Источник