Водка портит всё, кроме посуды (русская пословица)

Jun 05, 2013 13:38

Недели две назад умерла моя соседка по подъезду. Ей было немного за 60. Ещё пять-шесть лет тому назад это была цветущая, пышущая здоровьем женщина. А когда за несколько дней до её смерти я встретила её в подъезде, то с трудом её узнала - худая, измождённая, с почерневшим лицом...

Наши с ней взаимоотношения прошли стадии от простого приветствия при встрече до почти ежедневного вынужденного "общения", а затем - до полного отказа от всяческих контактов.

Дело в том, что после смерти мужа она стала сильно пить, и чем дальше, тем больше. В первый раз, когда она пришла ко мне занять денег, я ещё ни о чём не догадывалась и дала ей в долг, не задумываясь. Ну мало ли что, может быть, просто не вложилась в свой скудный пенсионерский бюджет. В ту пору она ещё успешно играла роль добропорядочной женщины и хозяйки и умело скрывала своё новое "увлечение".

Потом её визиты стали чаще. И наконец - почти ежедневными. Она уже перестала скрывать, для чего ей нужны деньги, да и скрыть это было невозможно. От неё частенько разило перегаром, она практически перестала следить за собой и начала катастрофически худеть...

Справедливости ради нужно сказать, что долг она почти всегда возвращала в оговорённый срок. Но меня мучил вопрос: не способствую ли я своей безотказностью её сползанию в пропасть? Пыталась поговорить с ней, объяснить, что она губит себя, что всё это может кончиться очень плохо. В конце концов - что я не хочу участвовать, хотя бы косвенно, в её спивании. Она обещала, что это "в последний раз", говорила, что всё понимает и бросит пить навсегда. Иногда и вправду верилось, что бросила, когда она шла по улице бодрой, приодетой и трезвой.

А потом ужасы возвращались. Она подолгу, с силой  жала на наш звонок, пока не открывалась дверь. В какой-то момент мы перестали давать ей деньги, говорили, что свободных у нас нет, но она приходила вновь и вновь. А потом мы приняли решение вообще не открывать ей дверь, сколько бы она ни звонила. Мы надеялись таким образом отучить её от привычки бежать к нам при первом позыве к выпивке. И в последнее время она действительно перестала к нам ходить, и мы, кажется, вздохнули с облегчением.

А теперь, когда она умерла, мне вдруг стало как-то не по себе. Почему-то чувствую себя в чём-то виноватой, хотя близкие убеждают меня, что никакой моей вины здесь нет. Но я задаю себе вопрос: а правильно ли я поступала с этой женщиной? Как вообще вести с такими людьми? Если отказывать, не давать им деньги, это выглядит как жадность или желание отстраниться от чужой беды (а ведь эти люди - больные, и они, наверное, страдают). Если же даёшь им деньги, чувствуешь себя соучастником творящегося на твоих глазах преступления - уничтожения человеком самого себя. Просто тупик какой-то!

Может быть, у кого-то есть чёткий ответ на вопрос, как вести себя в подобных ситуациях, а может быть, имеется и личный опыт общения с такими людьми. Поделитесь, пожалуйста.

Мне остаётся только молиться об этой несчастной женщине. Господи, прости ей грехи её вольные и невольные...

смерть, жизнь, размышления

Previous post Next post
Up