Уникальная сибирская народность пихтинские голендры - это люди с немецкими именами и фамилиями, которые до сих пор исповедуют лютеранство, молятся на польском языке и являют собой пример стойких сибиряков, способных выжить в суровых условиях тайги.
Образ их жизни уникален. На их бывшей родине он уже утрачен и остался только в воспоминаниях старожилов и в виде музейных экспонатов. Этнограф из Германии Эдвард Бютов, посещавший Иркутскую область в 2004 году и увидевший, как в далёкой Сибири переселенцы сохранили уклад жизни своих предков, был поражён этим так сильно, что едва сдерживал слёзы.
«В музее Линотове есть много экспонатов, по которым можно увидеть, как жили люди раньше, а здесь, в Иркутской области, это можно увидеть воочию! Здесь до сих пор так живут», - взволнованно рассказывал он журналистам.
Кто такие голендры?
Живут пихтинские голендры в отдалённых селениях Заларинского района Иркутской области, в деревнях Участок Пихтинский, Среднепихтенское и Дагник, которые находятся в 350 километрах от столицы Приангарья. Это если по дорогам общего пользования. По прямой, через тайгу - «всего-то» 210 километров.
Впрочем, сами голендры называют свои селения по-другому - Замустече, Новына и Дахны - и считают, что само название «голендры», вероятно, происходит от немецкого слова Holländer, что означает - «голландец». То есть скорее всего голендры - потомки голландцев. Сами они верят, что в XVI веке жили в Европе и, возможно, были сектантами-протестантами, поэтому были вынуждены покинуть родные места из-за гонений и нашли прибежище в Речи Посполитой, где переняли некоторые обычаи и польский язык.
Во время Столыпинской реформы 1911 года голендры переехали в Сибирь осваивать новые земли. Согласно преданиям, первыми в Сибирь отправились ходоки. Они оценили богатство края, выбрали земли и вернулись на реку Буг сообщить оставшимся, что в Сибирь ехать можно.
Всего в путь отправились 14 семей. Однако по прибытии в Иркутскую губернию они обнаружили, что облюбованные ходоками земли уже заняты шустрыми белорусами. И голендрам пришлось уйти на участки земли, расположенные в глубине тайги. От знаменитого Кандального тракта до их деревень - около 100 километров. Возможно, именно поэтому голендры сумели сохранить свою уникальную культуру.
Сами голендры точно знают, что они не немцы, не украинцы, не поляки, не русские и не белорусы.
Как сообщали журналисты «Радио России» в программе «Российские голландцы из Сибири» в 2015 году, голендры за сто лет умудрились впитать в себя культуру других народов, и теперь их можно охарактеризовать так: фамилии немецкие, имена русские или польские, молятся и поют по-польски, а свой родной язык, который представляет собой смесь из украинских, польских и белорусских слов, именуют «хохляцким».
Вместе со страной прошли через всё
Пихтинские голендры, как и другие народы, испытали на себе раскулачивание, репрессии, а в годы войны почти все прошли через Трудовую армию, куда забирали всех мужчин, мальчиков с 15 лет и женщин, чьи дети достигали возраста трёх лет. Вплоть до 1955 года пихтинские голендры валили лес и стоили лагеря в Красноярском крае, под Пермью и в УсольЛаге. Вернувшись, рассказывали односельчанам, что самые жуткие унижения они терпели не от работников НКВД, а от военнопленных немцев и немцев Поволжья, которые считали их ниже себя, так как голендры не знали немецкого. Об этом в статье «Пихтинские голендры» пишет автор Александр Сорин.
Вплоть до 1960-х годов голендры выходили замуж и женились лишь на своих. Но после того как в селениях стали появляться наследственные болезни, пришлось брать жён со стороны. В конце XX века молодёжь стала уезжать в города. Сейчас в деревнях живеёт около трёхсот поселенцев, а всего в Иркутской области голендров около 2 тыс. человек.
Живут, хлеб жуют
По сообщению Эдварда Бютова, в деревнях голендров распространены фамилии Гильдебрант, Зелент, Гинеборг, Кунц, Гимборг, Людвиг, женщины носят имена Альбина, Нэлли, Елена, Наталья, мужчины - Иван, Рудольф, Адольф, Густав.
Голендры живут в столетних, добротных домах натуральным хозяйством, пожилые женщины до сих пор не забыли искусство прядения и ткачества. Старики вяжут варежки и носки на продажу, плетут корзины.
Дома голендры строят из половинок бревен без гвоздей. Абсолютно всё, даже задвижки и ручки, сделано из дерева. Чтобы не замёрзнуть зимой, обмазывают дома глиной, а сверху снова обшивают деревом. Особенностью домов является то, что все постройки: дом, конюшни, сараи и ток - находятся под одной крышей. Жилая часть дома выбелена.
Одежда женщин до сих пор напоминает традиционную одежду голландцев. Селянки носят пёстрые юбки, белые блузки, а в праздничные дни надевают кружевные чепцы.
Свадьбу гуляют три дня, столы украшают рогачами - берёзовыми ветвями с разноцветными бумажками, пекут караваи. На свадебный стол обязательно ставят сливочное масло, холодец, борщ. пшённую кашу на молоке и пирожки. Любят готовить вареники с разными начинками, отварные драники - картофлянки, драники фушер, васильный борщ, домашнюю колбасу, шпик, горилку.
Во время бракосочетания порядок наводят бичами, рукоятки которых сделаны из козлиных ножек. Существует обряд «прибивания чепца», аналогичный европейскому: во время свадьбы лавку, на которой сидят молодые, стараются приподнять в воздух, считается, что это закрепляет женский чепец на голове молодой жены.
В каждой избе есть «ксёнжки» - книги XIX века с польским текстом, набранные готическим шрифтом. В основном это Библия, молитвенники, проповеди лютеранина Самуила Домбровского. Псалмы и молитвы голендры читают по книгам, но Рождество и Пасху отмечают по православному церковному календарю.