Текучка в буддизме всех традиций большая. Слова могут в начале любые звучать: что нашел тот путь, о котором всю жизнь мечтал, что шел к Дхамме несколько жизней подряд, что встретил своего учителя, который снился два года назад и так далее, а в результате потом оказывается, что ему стало не интересно, и он ушел.
Но есть, конечно, процент людей, которые хотят разбираться со своим умом, но их все-таки не много. И именно такие люди остаются в общине на постоянной основе.
- Слишком сложно?
- Не сложно, а не нужно внутренне. Это вообще проблема всех неофитов, не только буддийских, а любых, которые не родились в данной религии. Ведь веру в себе очень сложно развить. Особенно в нашей стране, которая была либо с христианской подкладкой, либо с атеистической. Это на наших буддистах хорошо видно. Все знают книги, все читают тексты, все говорят красивые слова, а веры нет.
- А вера во что нужна?
- Вера? В широком плане в буддизм, в Будду и вообще в Три Драгоценности (Будда, Дхамма, Сангха - Ю.П.), в то, что существуют перерождения, в то, что есть закон каммы (палийское произношение слова «карма», принятое в тхераваде - Ю.П.). Я бы даже сказал особенно в закон каммы. На практике же почти никто в это не верит.
- Слишком чуждая идея для нас?
- Она должна с молоком матери впитаться. Я это говорю исходя из собственного опыта, как человек, для которого буддизм не является религией от рождения, мне все эти факторы развить в себе тоже тяжело. Кроме того, нередко проблема возникает, когда человек внутренне привязан к христианству. Для этого, кстати, даже не обязательно быть христианином. Достаточно быть воспитанным в христианской культуре. И такая привязка может вызвать внутренний конфликт. И здесь также возможны интересные варианты. Например, иногда молодежь приходит в буддизм в силу противоречия и противопоставления себя христианству. Но они не рвут внутренне с христианством. Они его просто отрицают. А это то же самое христианство, только со знаком минус. Буддисту же нужно не отрицать христианскую жилку в себе. Ее нужно вытравливать из себя. И делать это нужно целенаправленно и настойчиво в течение нескольких лет. Только тогда возможно удастся это сделать.
- Именно как веру в Христа или как образ?
- Как образ, как пространство психических идей.
- Как архетип.
- Да, как архетип. Если у буддиста образ Христа или образ православных святых вызывает умиление, если при виде православных куполов на сердце теплеет, то он не до конца буддист. Проверить это очень легко: если вы к Христу начинаете относиться без тепла в сердце или, наоборот, без ненависти, а, допустим, как к Деду Морозу или Зевсу; если он стал вам безразличен и чужд, если у вас не возникает бурных эмоций ни в плюс, ни в минус, если вы теплохладны к его личности и учению, то вот в этом случае, пожалуй, можно сказать, что вы удалили этот архетип из своего подсознания. И теперь поле свободно и можно засевать его новыми семенами. Можно взращивать буддийский архетип и развить понимание закона каммы. Если же этого нет, тогда практиковать очень сложно.
Взято отсюда:
http://religo.ru/journal/18003