Почему я плачу за музыку

May 20, 2014 12:45

У подавляющего большинства людей очень негативное отношение к авторскому праву. С одной стороны, негатив можно понять. Систему, которую используют сейчас, совершенно нельзя назвать современной и адекватной. Многие люди, особенно в России, совершенно не понимают, зачем нужно платить деньги за песни. Вот же они, в том же вконтакте, бери не хочу. На человека, покупающего музыку, смотрят как на юродливого. С другой стороны, музыка - это результат работы, которая должна быть оплачена. Давайте попробую объяснить.

Чтобы не возникало вопросов, что это за хрен с горы будет сейчас всех учить жизни: я некоторое время назад начал заниматься музыкой для жизни, сейчас ей и зарабатываю. Я учился музыке и преподаванию, и пока учился, познакомился с большим количеством довольно успешных музыкантов, в том числе и с некоторыми участниками всемирно известных групп, контакты с которыми сохранились. Я не считаю себя крутым особенным поваром (да что уж там, я себя и непривычно хорошим-то не считаю), но я варил вместе с большими несколько блюд и сделал свой собственный маленький салат. Я видел, как делается дефлопе, мне даже дали подержаться за мешочек с семечками кациуса. Поэтому как эта кухня работает, я просто знаю.

Я считаю, что нежелание платить за музыку развивается в основном из нескольких главных заблуждений.

1. Музыканты не работают.
Я скачаю всего какую-то песенку. Три минуты звука, пришёл и спел, всего делов. Это я тут сижу с девяти до пяти в офисе и работаю, а они два раза в месяц развлекаются музыкой, а мне за это надо ещё и платить!

Знакомо? Такое ощущение появляется от того, что музыкантов видно только в интервью и на сцене. И на сцене эти сволочи умудряются получать удовольствие.

Начнём с того, что музыке надо учиться. И вот не надо сейчас закатывать глаза! Совершенно непонятно, почему это никогда не принимается во внимание. Обычно это стоит довольно больших денег, но кроме того - это нереально много работы. Если вы видите, как гитарист на сцене играет шестнадцатыми на 150 bpm, это значит, что пока другие прокачивали персов в WOW и читали жежешечки, этот перец зарабатывал мозоли на лапах. По нескольку часов в день, несколько месяцев или даже лет, да. Талантов нет, обалденные соло - результат очень нудной, долгой и тяжёлой работы. Каждый когда-то пробовал поиграть на гитаре. На сколько вас хватило? А музыканты смогли переступить через все «ну, это тяжело», «я никогда не научусь», «у меня толстые пальцы» и «у меня нет таланта». Или вы думали, что Ингви взял гитару в руки и начал играть быстрые соло? Б-гы-гы.

И вот ты заплатил 100500 денег за школу, у тебя есть за спиной годы тренировки, ты охуенен, и все должны тебя любить. Теперь осталось всего-то ничего: записать песню. И вот тут опять засада, никто не хочет работать бесплатно. То есть вообще никто. Я сейчас не рекламирую себя, но просто послушайте мою песню в верхнем посте, на SoundCloud это бесплатно и без регистрации. Вы послушайте, я подожду. Всё? Так вот, на эту фигню ушло полтора дня работы в студии, что-то около двенадцати часов. Гитара, потом ещё гитара и голос. И всё равно там ещё полно мест, которые можно было бы обработать напильником, подтянуть, приглушить, усилить. А теперь представьте, сколько стоит снять студию со звукорежиссёром на полтора дня. Притом все звуки на записи издаю я, то есть это я ещё сессионным музыкантам не платил. А теперь представьте, сколько работы прибавится, если захотеть добавить ударные (вместе с роялем, наверное, самый геморройный для записи инструмент), бас, клавиши. В итоге три минуты песни легко выливаются в полнедели-неделю, время ещё зависит от терпения, нужного качества и карманных денег. Музыканты, когда закрываются на месяцы в студии для записи альбома, не бухают, а пашут. Потому что над душой может стоять продюсер, который за всё это платит, и который не поймёт развязного образа жизни на его же деньги. Конечно, на этом свете есть группы и исполнители, которые могут заказывать тон и строить продюсеров и лейблы по стойке смирно, но таких очень-очень мало. Очень-очень. И что удивительно, они тоже пашут, хотя уже и не так напряженно, потому что денег на пожрать хватит в любом случае.

2. Особенность передачи информации.
«У тебя яблоко, у меня яблоко. Мы обменялись, у нас по яблоку. У тебя файл, у меня файл. Мы обменялись, у нас по два файла.» Знакомо? Даже логично. И всё так и есть, и это действует для всех звеньев в цепочке передающих, кроме одного. Кроме того, кто байты построил именно в том порядке, чтобы их захотелось скачать и передать. И для этого мало просто взять и написать песню. Что стоит её записать в хорошем качестве, смотри выше.

И к этому пункту нужно ещё сделать небольшую оговорку. Всё, написанное в этом посте, предполагает, что автор музыки и её исполнитель - один человек. Но не всё так просто на этом свете. Огромное количество композиторов, поэтов и аранжировщиков никогда не увидят сцену изнутри. Ну, потому что это не их работа. Их работа, быть созидательными и искать вдохновение. То есть отчисления от авторского права и аренда (к счастью, в некоторых странах продажа авторских прав запрещена) результатов труда - это действительно единственные источники доходов. А когда очень хочется есть, очень не хочется ничего писать, это я знаю по своему бывшему опыту. Именно это люди, которых должно защищать авторское право.

3. Музыканты очень богаты.
От моей зажатой копейки музыканту не жарко и не холодно. У него и так денег много.

Мало профессионалов можно назвать богатыми. Крайне мало можно назвать очень богатыми. Да и то, время очень богатых музыкантов постепенно уходит. Если каких-то двадцать лет назад можно было послать демо-кассету на лейбл, получить прослушивание, а за контракт получить 30 000 долларов ещё ничего не записав и нигде не засветившись, то теперь лейблы довольны, когда могут продать с доходом альбомы монстров, демо-записи ушли далеко в прошлое. Нужна нереальная удача (проще выиграть в лотто, ей-богу), чтобы эффективный менеджер из A&R (отдел лейбла, который кроме всего прочего занимается отбором) прослушал демо и не выкинул его сразу. И даже при договоре тебе даётся уже не премия, а предоплата, которую ты должен будешь вернуть, если ничего не продашь. Ах, ты её уже пропил? Ну что же, дружок, добро пожаловать в рабство. Причём условия договоров становятся всё жестче, даётся всё меньше и меньше творческих свобод. Нужно делать не то, что нравится, а то, чего хочет рынок. А ему не хочется твоего медленного блюза, ему хочется чё-нить попроще, братан, для души слабай, чтоб так ваще хорошо было, а? «Мурку» давай, чё ты выёбываешься?!

Подавляющее большинство музыкантов, которые зарабатывают себе музыкой на жизнь, - это не богема. Это люди, которые в состоянии пахать днями и ночами, а ещё на выходных и праздниках. Не сыграешь - не поешь, поиграешь побольше - поешь получше. Всё очень просто.

4. Пусть зарабатывает концертами.
Самое смешное, что самые привлекательные в отношении заработка выходы - это свадьбы. Когда достаточно самому привезти и поставить дешёвенькие колонки и играть весь вечер, особо не заморачиваясь вообще ни на что. А вот чем больше сцена, тем больше она начинает стоить. Давайте возьмём известную команду, которая приехала в чужой город в стадион. Нужно поставить сцену, свет, эффекты, звук, телемониторы. Всё это - хуева туча оборудования, которая стоит просто нереально огромных денег. Никогда не забуду заставленную берлинскими грузовиками площадь перед стадионом, где выступали Раммштайн. И всю эту кучу нужно в правильном порядке поставить, настроить, обслуживать, потом аккуратненько положить обратно в грузовики. Для этого нужна армия людей и несколько специалистов, которые хотят зарплату, а ещё есть и где-то ночевать. И нужно ещё заплатить мелочь за съём стадиона с рабочими и секьюрити. Конечно в итоге получается плюс, иначе бы никто не играл на своих сценах, но он не такой огромный, каким его можно представить. Всё-таки помните, что выручка ≠ прибыль.

Кроме того, нужно понимать, что концерты хоть и выглядят легко и весело, но они просто катастрофически выматывают. Не поймите неправильно, выступления доставляют море удовольствия, но они, как любой наркотик, забирают просто нереальное количество сил. После сета ты на волне, но сил у тебя уже нет. После нескольких месяцев тура единственное, что ты можешь делать, это стоять на сцене и лежать в автобусе (самолёте/отеле). Выгорание - очень частая болезнь, потому что сил уже нет, а играть ты всё равно хочешь. Если скомбинировать с абзацем выше, то становится ясно, что всю жизнь зарабатывать концертами могут только очень некоторые.

Вывод
Я не говорю, что бедным музыкантам не на что есть и негде спать, а ты вот забираешь у него последний хлеб. Скачать бесплатно музыку - это всё-таки не воровство, как это пытаются продать менеджеры, но это в любом случае обман доверия и неуважение к музыкантам. Меня довольно сложно назвать копирастом, я совершенно спокойно раздаю, что сам сделал. Киньте ваш мэйл и получите mp3 от производителя. Но в то же время я покупаю музыку, особенно если это новая неизвестная команда. Дядя Джобс и товарищи Брин и Пейдж сделали покупку музыки просто нереально лёгкой, немного поводить пальцем по смартфону - и музыка твоя. Причём стоимость одной песни обычно 99 центов. Ёлки, это даже не стоимость чашки кофе, который переварится и выйдет, это музыка, которая теперь всегда будет с тобой, и изготовление которой стоит, наверное, фургона с кофе. Считайте, что вы дали музыканту на чай. Вам мелочь, ему приятно.

авторское право, музыка, мнение

Previous post Next post
Up