Люди, живущие в Германии и пользующиеся Ютюбом, наверняка уже полюбили табличку вот такого вида:
«Сволочи!» - потрясают кулачками юзеры. «Да чтоб этой геме, или как там её, пусто было! Ну почему они зажали какое-то вшивое видео?! Бюрократы несчастные!»
И вот тут больше всего подходит вот эта картинка:
Что если я вам скажу, что GEMA не только не блокирует видео, но и не может и не хочет этого делать? Действительно же, руки вверх, кто знает, что это такое? Это пост не о смысле авторских прав вообще, для этого у меня есть
отдельно отведённый загончик. Это пост об отдельно взятой ситуации в отдельно взятой стране.
Когда начинаешь знакомиться с GEMA, то появляется очень много сюрпризов, о которых мало кто знает. Немного теории, а ниже объясню на пальцах, почему это хорошо. Во-первых, GEMA - вообще никаким боком не государственная организация. Это даже не фирма, как некоторые тут могут подумать. Rechtsfähiger wirtschaftlicher Verein, это особенная форма сообщества, учреждённая авторами песен для того, чтобы кто-то представлял их права.
Вот тут подробнее и со множеством страшных слов. Во-вторых, членство в этом обществе добровольное. В-третьих, так как общество не нацелено на прибыль, доходы разделяются между всеми участниками по довольно хитрой схеме. В-четвёртых, так как авторское право в Германии по крайней мере в теории нельзя продать, деньги идут прямо авторам. В-пятых, за почти век существования об обществе знали только те, кто зарабатывал деньги музыкой или с использованием музыки. Конечный потребитель никогда ни о чём не догадывался.
GEMA - это акроним от впечатляющего названия «Gesellschaft für musikalische Aufführungs- und mechanische Vervielfältigungsrechte». Свободно это можно перевести как Общество для музыкальных прав представлений и механических копий. Криво, но я постараюсь объяснить на примере, который я подхватил где-то в интернетах, и который мне очень понравился.
Представьте себе, что в отдельно взятой стране есть десять пивоваров (авторы музыки) и тридцать сосисочных (использующие музыку в коммерческих целях). И чтобы каждому из них не мотаться друг к другу они сделали общий склад и назвали его GEMA. Было это аж в начале тридцатых годов. Если повар хочет подавать к сосискам пиво (музыку), то он просто несёт в этот самый склад небольшие деньги. Сколько именно денег, зависит от того, насколько большая забегаловка, ходят ли туда люди только за пивом, и что они там вообще делают. Да, сложная система, но она позволяла сосискожарителям платить просто смешные деньги, и использовать свободный выбор из ста разных сортов от десяти разных пивоваров, а пивоварам спокойно заниматься своим любимым делом. И так продолжалось больше семидесяти лет, а довольные посетители сосисочных (слушатели, конечные потребители) даже не знали, как это всё работает, они просто пили любимое пиво. Но где-то в середине нулевых второго тысячелетия появился какой-то странный тип, YouPoop. Он начал таскать ящики с пивом прямо со склада и раздавать пиво бесплатно сразу за углом. Пока он их помалу таскал, по ящику в месяц и у него была только палатка, с ним не связывались, но уже смотрели без особой любви. Но любители пива быстро просекли фишку. Зачем ходить в какой-то бар, покупать там сосиски, когда этот чувак просто раздаёт то же самое пиво? Ну, иногда тёплое, иногда прошлогоднее, но пиво ж?! И у этого человека посетителей начало становиться всё больше и больше. Настолько больше, что большая фирма Moogle, занимающаяся помимо шитья кружевных неглиже показом рекламы, просто скупила всю палатку. Ещё немного не понимая, зачем и почему им эта палатка сдалась, в компании справедливо рассудили, что если столько народу туда уж за просто там ходит, то нужно поставить не вшивую палатку, а помещение, а чтобы оно приносило деньги, нужно организовать там рекламные растяжки, а на бутылки клеить объявления. И поставили, и наклеили. И так хорошо поставили и наклеили, что народ повалил туда толпами, а деньги потекли рекой. Увидев, что пиво раздаёт уже не какой-то хиппи, а серьёзные дяденьки в костюмах, GEMA пришло разговаривать. Заметьте, они не закрыли склад на замок, не поставили злобного ротвейлера, а пришли сказать, что мы, уважаемые Moogle, очень рады за тебя, но с тех пор, как у тебя случился припадок альтруизма, у нас в книгах начинают появляться красные числа. Мы тоже за пиво во всём мире, но мир жесток, и мы тоже хотим есть. Если с каждого объявления мы получим по три копейки, то мы сможем заплатить пивоварам, и все будут в плюсе. Но это кому-то показалось много, и вот они уже скоро десять лет никак не договорятся о процентах. И Moogle сделал просто феерический финт ушами. Догадываясь, что когда-то в далёком будущем ребята из GEMA придут не с просьбами, а со счетами и судами, он оставил бутылки на полках, но сделал так, что когда кто-то хотел их взять, появлялся специальный работник с красной мордой и перекошенным ртом и говорил, что, дескать, нам очень жаль, но мы никак не можем отдать вам это пиво. Потому что GEMA запретила. Все вопросы к ней. Но если вас заинтересовало это пиво, то вам наверняка понравится то, что сварил мальчик Вася. Он получил домашнюю пивоварню на недавний день рождения, и его мама говорит, что пиво у него очень вкусное. В сознании потребителей выработался рефлекс и ненависть.
И, честно говоря, настолько задолбал YouTube этим переводом стрелок, что на него подали в суд, и теперь им официально нельзя жаловаться, что им что-то там запретили. И петросяны из Google придумали новую табличку:
Стрелки переводить-то запретили, но имиджевый урон, который получила GEMA, уже никак не исправить, потому что в сознании обывателей это такая злая государственная коалиция, которая запрещает слушать любимую музычку в интернетах. По уровню симпатии где-то между Штази и ГеСтаПо.
Самое смешное и непонятное в этой ситуации следующее. Vimeo, практически нишевый сервис, с командой из 150-200 человек, смог ввести модель оплаты для загружающих со смешными ценами, договориться с GEMA и сделать видео с музыкой бесплатно доступными для всех. MyVideo, Clipfish, и ещё несколько совсем мелких хостеров тоже смогли договориться, и показывают видео. Google же, стопроцентная владелица YouTube, фирма, которой уже принадлежит полмира, не только не в состоянии оплатить тарифы, но и использует очень подлую тактику, чтобы построить абсолютно неправильное общественное мнение. Что ей блестяще удалось.
Поэтому в следующий раз вместо того, чтобы плеваться ядом в монитор, просто подумайте, как общество в Германии может выборочно заблокировать видео на частных серверах в Америке, а потом пойдите на другую платформу, там наверняка будет что-то для вас интересное.