Школа ленивца. Урок 4. Относительное местонахождение ступеней

Feb 20, 2014 15:03

Предыдущие серии:
Урок 1. Ноты и интервалы.
Урок 2. Трезвучия. Мажор и минор.
Урок 3. Виды аккордов.

Итак, мы вплотную подошли к вопросу «как никогда больше не искать аккорды в книжках и интернетах». Для этого урока я нарисовал вам картинку формата А4, посмотреть и распечатать можно здесь.

Для начала нам понадобится запомнить, где на грифе расположен какой тон. Это верхняя половина. Хоть это и выглядит страшно, но совершенно не обязательно сразу всё запоминать. Стоит запомнить только несколько тонов, а от них можно довольно быстро находить другие. Да и чем больше их используешь, тем больше остаётся в памяти. Через некоторое время просто знаешь, где что находится. Чтобы быстро находить аккорды, неплохо бы знать тона на струнах E и A. Что стоит запомнить сразу:
  • открытые струны;
  • на пятом ладу струна E звучит как A, струна A - как D;
  • на седьмом и восьмом ладу и струнах E и A друг над другом находятся две парочки с полутонами - B и C, E и F;
  • на двенадцатом ладу (обычно с двумя точками на грифе) повторяются тона открытых струн на октаву выше.

В нижней половине - схемы ступеней с примами на разных струнах, от которых без труда можно построить огромное множество вариаций. Пользоваться этим довольно просто. Например нам нужно найти страшный аккорд C#maj7. Вообще-то он не страшен, потому что мы знаем, что это просто трезвучие C# с прилепленной большой септимой. С примой на стуне E он хватается очень просто, но мы лёгких путей не ищем и попробуем взять его с примой на струне A. Для этого смотрим на картинку в середине и ищем ступени, которые нам нужны, то есть 1, 3, 5 и 7. Получается вот так:



Эта форма просто приглашает к тому, чтобы взять её как барре на ладу примы, потому что мы тогда ещё захватим обе струны E и получим ещё две квинты в разных октавах. Осталось только узнать, где находится прима, в этом случае на четвёртом ладу. Вот, собственно, и всё.

Попробуем ещё что-нибудь. Например, Em7add4. Для этого нам нужны ступени 1, b3 (потому что минор), 4 (потому что add4), 5 и b7. Находим приму на струне E. Открытая струна. Смотрим, где находятся другие ступени. Одна под другой. Мечта, а не аккорд, вообще ничего хватать не надо:



Звучит, правда, криво из-за уменьшенной кварты между 4 и b7, но сомневающимся можно сказать, что это джаз.

Как и выше, сначала совершенно необязательно всё зазубривать, чем больше играешь, тем больше запоминается. Что можно запомнить сразу:
  • квинта находится под примой и два лада в сторону, как ход конём;
  • септима находится две струны под примой и один лад в сторону, тоже как ход конём;
  • большая терция находится под примой и один лад в сторону «назад», малая на полутон дальше назад, опять ход конём. :)

Можно задаться вопросом, зачем учить одно, чтобы не учить другое. Во-первых, тонов на гитаре и ступеней во много-много раз меньше, чем вариаций аппликатур аккордов. То есть учить надо гораздо меньше. Стохастичность в помощь. Во-вторых, можно найти множество вариаций одного и того же аккорда на небольших расстояниях на грифе, что сделает аккомпанемент «ровнее» и играть будет легче. В-третьих, можно сделать игру динамичней, встраивая вариации аккордов «на лету». В-четвёртых можно подстраивать игру под группу. Например, не использовать басовые струны, чтобы не залезать в огород басиста и не делать из звука кашу. Ну и потом, неужели не хотелось знать, где ещё можно взять Am, кроме как на первых двух ладах? :)

гитара на коленке

Previous post Next post
Up