Метро, пробки и недальновидность

Apr 16, 2020 21:09

Вчера практически весь день сети были забиты фотографиями Страшных Толп на входе в некоторые станции метро. Народ активно кидался банановыми шкурками в команду мэра, и объяснял, как невероятно плохо все было продумано, подготовлено и сделано. Виноваты во всем, разумеется, были коды-пропуска на перемещение по городу. Людям же надо ездить, ну вы что в самом деле, как можно запрещать людям выходить из дома, хватит уж, потерпели две недели, пора и честь знать. А тут мало того что пропуска, которые непонятно как получать, страшные формочки заполнять, коды какие-то, номера, число зверя, кошмар-кошмар-кудах-тах-тах, так ведь еще и чего надумали - на входе в метро проверять, чтобы этот пропуск был! И как вообще осмелились-то? Вот прямо вот так взять и всех подряд проверять? Вот ведь сволочи-то какие. И все пропуска. Не вирус, не раздолбайство, не неорганизованность полицейских проверок. Пропуска - вот оно, имя зверя 2020.


Сегодня же, после эмоционального шума и грохота, из-под волны вылезли Великие Ежи. Те, которым Было Понятно Как Надо. Им было все заранее очевидно, они прекрасно понимали, как было надо организовать движение, разрешение и огорожение, чтобы никакой пробки ни за что не получилось, а где получилась - там немедленно рассосалась. Эксперты-вирусологи немедленно переформатировались в проектных гуру, и начали проецировать свой опыт управления существенно выше сапога - попутно лениво попинывая городское руководство за то, что им, нехорошим, все это было не очевидно. Вот почему, интересно, все эти специалисты до сих пор не в мэрии работают? Или для ежа там кормежка неподходящая?

В какой-то момент я понял, что вся эта ежиная панорама меня несколько подзадолбала - в первую очередь тем, что меня самого ставит в позицию ежа второго порядка. Я ни разу не спец в городском управлении. Но от прочитанных идей ощущения возникают... примерно как у сисадмина, читающего описание хакерской атаки в третьесортном боевике. "Отставив в сторону служебную алебарду, взламывал заговоренной фомкой главный сервер полицейского управления". Когда это пишет очередной МТА Вася с Нижневерхних Прудов, то и пофиг бы. Но я среди ежей и умных людей встречать начал, а вот это - реально бесит. Слишко мало их, умных-то. Обидно, когда ряды редеют.

Понятно, что заметную часть ежей составляют свидетели сект ВластиСкрывают и НетНикакогоВируса. К ним вопросов нет - спорить с верой занятие бессмысленное.

Среди остальных же самый крупный блок идей сводится к тому, что это плохие пропуска - надо сделать пропуска лучше, и тогда не будет проблем. Многие предлагают сделать пропуском карту "тройка", благо ее номер известен. Другие предлагают новые пропуска раздать (кое-кто - физически). Суть в том, чтобы раздать пропуска только тем, кому надо, чтобы без пропусков не ходили.

Алло, гараж, никто не заметил случайно, что именно так и раздавались нынешние пропуска? Именно тем, кому надо. Именно чтобы без пропусков не ходили. Даже сделали так, чтобы никуда ходить было не надо, все делается не выходя из дома. Вся проблема с "толпами в метро" - не в виде и форме пропуска, а в том, что решили проверить, а точно ли без пропусков не ходят, и сделали это хреново. Заметим, хреновость проявилась ненадолго и лишь на отдельных станциях с высоким пассажиропотоком. Еще раз - высоким пассажиропотоком. При карантине. Как, ничего в голове не тренькает, никакой когнитивный диссонанс не звенит?

Окей, предлагается новый пропуск, не красный, а круглый. Чем он будет лучше - чем красный? У нынешнего пропуска есть один серьезнейший плюс: он уже есть. Уже есть инфраструктура по его выдаче, уже есть правила применения, они уже доведены до всех по максимуму. Эта машина уже едет. Новый пропуск нужно сделать (как сам пропуск, так и окружающую его инфраструктуру по проверке/выдаче/отзыву), распределить по получателям, отрихтовать тысячи мелких и не очень загогулин, пробежаться по неизбежным граблям... то есть, read my lips, потерять драгоценное время. Запустить пропускную систему на неделю-другую (да, я оптимист) позже. С тем же, заметим, эффектом - отделения тех, кому можно, от тех, кому нельзя. Да даже не вдаваясь в детали - пусть это будет такой волшебный пропуск, проверка которого не задерживает проход. Даже в этом случае - он сможет появиться когда-нибудь потом. Не сегодня. Не завтра. А нужен он уже сейчас.

С пропуском в виде карты "тройка" все вообще весело. Идея стоплиста прекрасна, сферична и вакуумна, а в реальной жизни этот стоплист должен кто-то сделать, поддерживать, синхронизировать и т. п. Метрополитен - это одна инфосистема и одна база (точнее, далеко не одна, ну да ладно), система пропусков - совершенно другая. Увязывать их - это проект, который надо разработать, написать, оттестировать, прокатать на резервной копии этих баз, убедиться что сразу не падает, выкатить на боевую работу, уронить, обделаться, срочно исправить... ну все помнят как последние изменения в логике работы турникетов на пересадках вводили? а их не за один месяц готовили, там как бы не о годах разработки речь шла - и все равно с боевого старта две недели неработы как с куста. При этом, раз уж мы уходим от черного списка к белому, надо как-то учитывать все множество вариантов за пределами сценария "один человек - одна тройка с заранее известным номером". Тройка кончилась, взял другой проездной. Переходящий проездной в семье. Тройка без номера - браслеты/брелки/колечки, которые последний год активно продавались метрополитеном. Тройку потерял, вот прямо тут в метро купил новую. Проездной другого типа, не тройка - служебный пропуск или банковская карта. То есть опять же способ, который нормально заработает через несколько недель (да, да, оптимист я) и даже в этом нормальном режиме работы будет охватывать меньшую часть тех, кого охватывает нынешний пропуск. Я не понял, мы планируем "великий семилетний карантин" (с) башорг, или все-таки рассчитываем через пару-тройку месяцев карантин снять?

Второй по популярности вариант - раз у нас пропуска проверяют медленно, давайте все автоматизируем, структурируем и поставим автоматические пропускные системы, чтобы они проверяли быстро. Ну окей, давайте. Бюджет, люди, время... см. выше. Сомневаюсь, что заработает хотя бы в тестовом режиме раньше, чем карантин снимут.

Вариант два-бис: давайте применим какую-нибудь организационную фишку из арсенала проектного управления (спасибо никто аджайл не предложил... или это мне повезло не увидеть?). Разобьем на пять потоков, пусть каждый идет в свою рамку, выстроим всех по клеточкам, слева градусник, справа камера, и чтобы проверяющий пропуск рядом бежал, ротируем по конвейеру, отгородим ленточкой, по методике оценки Филькина-Грамотова должно получиться на 274 и пять десятых процента быстрее чем было. Внимание вопрос: сколько времени теперь потребуется, чтобы объяснить пассажиру, куда он должен идти и где стоять? Ась? Ну ок, теперь толпа и очередь будет собираться перед точкой маршрутизации по новой процедуре, а не перед турникетом. Великое, великое достижение. Авиабезопасность аплодирует стоя.

Комментарий для еще больших оптимистов, чем я. Около простейшей вещи - терминала с билетиками электронной очереди - в большинстве мест ставят специально обученную девочку, которая нажимает на кнопочку и отдает билетик посетителю. Потому что иначе пробка образуется около этого автомата. Да, даже в настолько простом случае. Теперь представьте, что каждому входящему в метро нужно будет посмотреть на, скажем, три прохода, прочитать над ними вывески, понять, что там написано и решить, куда ему, любимому, идти. Оцените срок тупежа с учетом вышесказанного. А теперь цифра для сравнения: в страшной и ужасной толпе утром среды проверку проходило примерно четыре человека в минуту. Задержка 15 секунд на человека - и пробка, и "страшное столпотворение"(tm). Люди все время разные, натренировать их проходить крысиный лабиринт на скорость не получится. Призовая игра для тех, кто считает свою придуманную оргсистему эффективной - насколько она обойдется дороже и сложнее, чем выделение еще одного-двух полицаев для проверки пропусков? А три полицая вместо одного - это уже 5 секунд, хе-хе. И параллелится дальше сравнительно легко.

Старое инженерное правило - прежде чем расшивать узкое место, подумай: точно ли именно это место узкое?

Размышлизмы, Живу я здесь

Previous post Next post
Up