South Stream будет построен обязательно, а Nabucco - нет. И ещё
отсюда:
Похоже, прагматические соображения в Еврокомиссии взяли верх над политическими, - шансы на реализацию проекта Nabucco, который ранее форсировали в ЕС, уменьшаются, его может заменить более дешевый газопровод. Об этом говорится в статье «Nabucco теряет политическую поддержку Евросоюза» в немецком издании Deutsche Welle.
Перспективы проекта газопровода Nabucco, возможно, еще никогда не были столь туманными, как сегодня. С момента зарождения проекта в 2004 году его инициаторы должны были решить ряд непростых проблем. Трубопровод, задуманный консорциумом компаний, - австрийской OMV, немецкой RWE, венгерской MOL, болгарской BEH, румынской Transgaz и турецкой BOTAS - не имел ресурсной базы (законтрактованных объемов газа) и испытывал сложности с финансированием. Сроки его строительства постоянно откладываются. Но сейчас Nabucco теряет самое главное, что держало проект на плаву, - политическую поддержку Европейского союза.
Представители Еврокомиссии в эти дни фактически признали: куда важнее отдельных проектов для ЕС реализация более масштабного плана - открытие «Южного коридора», то есть транспортировки газовых ресурсов из Каспийского региона в Европу в обход России. Проект Nabucco - лишь один из возможных вариантов реализации этого плана.
Причем дорогой вариант, как без обиняков заявил некогда столь оптимистично настроенный в отношении Nabucco комиссар по вопросам энергетики ЕС Гюнтер Эттингер (Günter Oettinger). Участники консорциума вынуждены пересматривать заявленную ранее стоимость проекта в 7,9 миллиарда евро. Эттингер исходит из того, что Nabucco может стоить «от 10 до 14 миллиардов евро».
Вопрос целесообразности
На фоне ослабления политического лобби продолжает снижаться потенциальная ресурсная база для Nabucco. Так, Туркмения, один из важнейших предполагаемых поставщиков газа для проекта, объявила о подписании договора, который предполагает значительное увеличение поставок в Китай, в ближайшей перспективе - до 65 миллиардов кубометров в год. Говорить о скором участии в Nabucco других возможных поставщиков, кроме Азербайджана, - Ирака, Ирана или, к примеру, Казахстана - не приходится. Nabucco может оправдать свое существование только в том случае, если удастся обеспечить хотя бы половину наполняемости трубы за счет азербайджанского газа со второй фазы разработки месторождения «Шах-Дениз». Это 16 миллиардов кубометров газа ежегодно, 6 из которых, согласно договоренности между Баку и Анкарой, останутся в Турции, а 10 пойдут дальше в Европу. Но проблема в том, что за право транспортировать газ с «Шах-Дениз» борются сразу несколько проектов - TAP, ITGI, а также новый проект компании BP. Все они хотят использовать уже существующие в Азербайджане и Турции трубопроводы, лишь модернизировав их. И только Nabucco предполагает дорогостоящее строительство новой трубы через территорию Турции.
Разрабатываемые Азербайджаном и Турцией планы проложить свой собственный газопровод для экспорта газа c «Шах-Дениз» в Европу не мешают, согласно официальным заявлениям сторон, реализации «масштабного проекта Nabucco, но, по сути, ставят вопрос о целесообразности последнего в случае, если у него не будет в запасе туркменского газа.
Еврокомиссия может отказаться и от Транскаспийского газопровода
Еврокомиссар Гюнтер Эттингер всегда утверждал, что, несмотря на все сложности, шансы Nabucco на успех высоки. Но в конце ноября 2011 года он признал, что, «в первую очередь это дело консорциума по разработке «Шах-Дениз» - кому они продадут свой газ». А помощница Эттингера Марлене Хольцнер (Marlene Holzner) в разговоре с корреспондентом Deutsche Welle не исключила, что от Nabucco в его нынешнем виде вообще откажутся. «Я не знаю, какой проект в итоге будет реализован. Это может быть и не Nabucco, и не TAP в чистом виде, а какое-то объединяющее эти два проекта решение», - уточнила помощница еврокомиссара.
Если газ с «Шах-Дениз» будет поступать в Европу через уже существующие сети, то, как дала понять Хольцнер, в ЕС не намерены настаивать и на строительстве Транскаспийского газопровода, переговоры о котором начались между ЕС, Туркменией и Азербайджаном осенью 2011 года. Этот газопровод, по замыслу, должен соединить по дну Каспия Туркмению и Азербайджан.
Данная ветка могла бы стать естественным рукавом Nabucco. Хотя, по словам Хольцнер, Транскаспийский газопровод и Nabucco не задуманы как составные части единого целого, но первый из них все же «должен стать частью более крупного трубопровода». «Так что если Азербайджан примет решение о том, чтобы пользоваться трубой с меньшей пропускной способностью, позволяющей перекачивать только 10 миллиардов кубометров газа в Европу в год, то нам надо будет думать, что делать с Транскаспийским газопроводом. Может быть, его строительство и не понадобится», - добавила Хольцнер.
К идее «Nabucco» могут вернуться позже
Иными словами, пусть меньше, но дешевле. И «Южный коридор» по поставкам каспийского газа в Европу можно будет объявить открытым. К тому же, ЕС тем самым сможет избежать конфронтации с Россией, которая активно выступает против строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспия, чей международный статус до сих пор вызывает споры.
Поскольку есть консенсус между поставщиками из Каспийского региона и потребителями в Европе, то «Южный коридор» будет существовать, объясняет главный редактор выпускаемого в Голландии специализированного издания Eurasia Energy Observer Андрей Тибольд. В какой форме - другой вопрос. Более того, по оценке эксперта, через несколько лет проект Nabucco может вновь стать экономически оправданным и быть реализован в полном объеме. «Все зависит от участников», - резюмировал Тибольд».