Интересно:
На первый взгляд, интерес Москвы к проекту Самсун - Джейхан связан исключительно с проблемами альтернативного маршрута. «Турецкий» вариант, с одной стороны, служит для России запасным аэродромом на случай краха проекта Бургас - Александруполис, с другой - аргументом, призванным урезонить строптивую Болгарию. Думается, однако, что для смены приоритетов имелись и другие, не менее веские основания.
Одно из главных - более плотное вовлечение в сферу своего влияния стратегически важной Турции. В обмен на гарантии загрузки маршрута Самсун - Джейхан Москва прошлой осенью получила согласие Анкары на прокладку в ее территориальных водах газопровода «Южный поток», перспективы которого после демарша Болгарии заметно пошатнулись...
Да и сам турецко-итальянский проект ... для Москвы во многих отношениях предпочтительнее варианта Бургас - Александруполис. В отличие от последнего, он достаточно продвинут, что исключает необходимость длительных согласований и позволяет осуществить строительство в сжатые сроки. Немаловажно, что большая часть трассы пройдет по уже существующим коридорам вдоль газопровода «Голубой поток» и нефтепровода БТД. Кроме того, Джейхан - мощный действующий нефтеналивной порт, в то время как в Александруполисе требовалось строить нефтепорт с нуля. Наконец, при примерно одинаковой стоимости (около €1,5 млрд) проект Самсун - Джейхан, очевидно, потребует от России меньших затрат, поскольку, во-первых, подготовка ТЭО была полностью проинвестирована акционерами ТАРСО на предыдущих этапах, во-вторых, партнеры здесь более финансово состоятельны.
***
Можно предположить, что «новая редакция» проекта Самсун - Джейхан снизит интерес Казахстана к развитию невыгодной для Москвы Транскаспийской нефтетранспортной системы.
Отсюда.