Каждый узбек, близкие, друзья и знакомые которого пострадали в ходе этнических конфликтов в Киргизии - это потенциальный исламский фундаменталист. Реакционные исламские движения, ведущие в Киргизии активную агитационную работу понимают это и пытаются сверх своей общей деятельности по подрыву целостности Киргизии оказывать абсолютно направленное влияние на "жертв" Оша, ущемленных в своих правах по этническому признаку.
В этой ситуации - очень многое будет зависеть от того - как будет выглядеть выстраивание нового законодательства Киргизии в вопросах равноправия этнических групп, а так же - как эти закону будут исполняться на практике.
На сегодняшний день внутри страны состоящей в ОДКБ, находящейся в непосредственной близости к России - ситуация тяжелая.
Этнических узбеков - на практике не берут на службу в армию и в милицию. Этот показатель - наглядно демонстрирует проблемы, которые есть у действующей власти Киргизии в понимании обеспечения этнического равноправия. Важность обеспечения равенства в этом вопросе - основывается не только на ценностях демократического правового общества и не только на угрозе, которую представляют для молодой Киргизии исламские радикалы.
В целом - в регионе Центральной Азии - ситуация пусть не критическая, но тяжелая. Без относительно Киргизии - в Таджикистане идут внутренние бои, по масштабам страны пропорциональные войне в чеченской Республике. Излоированные повстанческие войска на востоке Таджикистана, авиа и железноднорожные билеты из которого в Россию распроданы на несколько месяцев вперед - не единственная внутренняя "точка напряжения". Постоянно происходят приграничные столкновения с вооруженными групами наркоторговцев идущих из Афганистана. Границы находятся под колоссальным давлением не только из-за наркотиков, но и из-за движения наемников и членов движения Талибан по всей Центральной Азии.
Для России - ситуация с возрастающим уровнем исламской агрессии внутри Киргизии, тяжелые внутренние проблемы в изнуренном военными конфликтами режиме Рахмона в Таджикистане - представляет большую угрозу. Главное - это отрицательная динамика в изменении безопасности границ России, которая прослеживается в последние годы:
1. В 2009 году между Таджикистаном и Узбекистаном произошел большой политический конфликт из-за Рогинской ГЭС. Результатом этого конфликта, на нивелирование которого Россия пыталась оказать самое активное влияние - стало отсутствие активного участия Таджикистана в инициативах ОДКБ.
2. В 2010 году - произошла революция в Киргизии, последствием которой стали этнические конфликты. Этнические конфликты создали благоприятные условия для попыток формирования на узбекском этносе, проживающем в Киргизии радикальных сепаратистски настроенных исламских групп.
3. Внутренние конфликты в Таджикистане носят поступательно возрастающий характер, что являет собой угрозу для целостности страны и стабильности народоизбранного режима Рахмона.
4. Война США в Афганистане привела к активному движению радикальных исламских групп по территории Центральной Азии, через Ферганскую долину. При условии "победы" войск аьянса в Афганистане - не малое число групп боевиков начнут свою активную подрывную деятельность в граничащих с Афганистаном странах. То есть - в Центральной Азии.
5. Внутри групп боевиков на Северном Кавказе - произошло полное идеологическое перестроение. От идеи независимой Чечни и войны с не чеченцами - они перешли к идее создания Эмирата Кавказ и войны с неверными - то есть с теми, кто не поддерживает радикальный ислам.
6. Возникла проблема "целостности" Украины, градус которой был в определенной степени снижен победой В.Януковича. Но этот градус - сказывается в первую очередь на российско-украинских отношениях в ряде вопросов. Проблема целостности - никуда не ушла. Многие националистически настроенные политики современной Украины - открыто говорят о угрозе, которую несет для них Россия и о том, что Россия готова к нападению на Украину, и в таком случае, первое что стоит сделать Украине - это признать "Эмират Кавказ".
7. Война 2008 года, когда грузинские войска совершили нападение на миротворческий контингент - повлекла за свобой множество различных цепочек событий. В частности - вопрос признания независимости Осетии - становится одним из проблемных во взаимоотношениях стран, входящих в блок ОДКБ.
8. Между руководством России и Белоруссии - становится все больше недопонимания. Это не может не оказывать негативного влияния на эффективность ОДКБ, призваной обеспечивать безопасность в том числе и в регионе Центральной Азии.
Еще несколько лет назад - все выглядело несколько иначе. Опасность, которую несет в себе вся эта ситуация в комплексе - обусловлена еще и тем, что внутри российского общества - нет понимания сложившейся ситуации, в отличие от недавней угрозы "оранжевой революции". Майдан Киссенджера и Марка Бжезинского - был сиволичен для российского общества и многих общественных как государственнических, так и внесистемных оппозиционных организаций.
Проявление пассионарности в борьбе с оранжевой угрозой - была связана во-многом в ярких информационных символах. Символе НАТО и символе Запада - которые нашли понимание в сознании активной политической общественности. Возможно это связано с длительной "холодной войной" стран Варшавского Договора против США в недавней истории. Возможно и с агрессивными действиями США в конце 20 и начале 21 века - войнами в Ираке и противозаконной операцией в Косово.
Показателем отсутствия понимания внутри России этой проблемы - являются в том числе и заявления околополитических знаковых фигур, сделанные в последнее время - попытка публичной "расправы" со стороны Н.К.Сванидзе над учебным пособием Вдовина. Заявление о том, что русские - мешают модернизации, высказанное Игорем Юргенсом. Да, российское общество на разных уровнях - отнеслось и к одному и ко второму заявлению - весьма негативно. Но причин этого негатива, помимо банального несогласия с формами изложения и смысловым посылом - высказано не было. Ни русскими националистами, ни коммунистами, ни той частью гражданского общества, которой вне зависимости от их политических суждений - претит такая резкозть в словах публичных людей. Естественно. В США есть понимание вреда, который может быть оказан безопасности государства от заявлений о сожжении Корана. Опасности не только внутренней. Но и внешней. А в России есть понимание - исключительно внутренней.
У людей нет сформировавшегося понимания внешней угрозы радикального ислама. В России эта тема не поднимается в том числе и по тому, что есть внутренние проблемы восприятия граждан республик Центральной Азии и этнически не русских граждан России, проживающих в республиках Северного Кавказа. Куда же спрашивается еще? "Не педалируйте". "Поднятие подобных вопросов - это экстремизм". А если бы об этой проблеме говорили общественные и политические лидеры республик Северного Кавказа? Духовные лидеры мусульман России? Выглядило бы обсуждение внешней исламской угрозы, как экстремизм?
Общество России находится на пути развития. Развития от заявленных в Конституции России как светского правового государства ценностей - к осознанию этих ценностей обществом.
Модернизация, о которой говорят все, но по делу, как правило говорит только Сурков - основывается на изменении восприятия общества. Когда в понятийной системе общества России с точки зрения незыблимых ценностей, обеспечивающих устойчивое развитие страны и личное благосостояние - на постоянных основах закрепятся - уважение законов правового государства, необходимость активного участия в развитии собственных профессиональных навыков - ради личного блага - этот базис - распространится на уважение к этническим группам. Тогда - и тема внешней угрозы Ислама, - угрозы реальной и существующей, той угрозы - которая для российского общества не очевидна, а для тех для кого очевидна - является неким "табу" - перестанет быть таковой.
Полтора года назад вышел прекрасный номер журнала "Однако", посвященный "угрозе ислама". Михаил Леонтьев резюмируя оценки угрозы Ислама, высказанные в статьях номера разными специалистами отметил - что угроза Ислама - на данный момент эфемерна. Такое утверждение основывалось на том, что внутри ислама существуют противоречия. У вашего покорного слуги тогда возникла следующая мысль. Люди в своей понятийной системе - оценивают ислам в сравнении с христианством. Да. Отмечают что ислам развивается активнее. Что роль христианской веры даже в Америке - намного меньше чем роль ислама в любой исламской стране. Людям - не нравится, что на улицах режут баранов, что женщины в исламе покрывают головы хиджаби.
Но в христианском мире нет понимания того - что христианство - это религия для общества. И политика - для Ватикана. А Ислам - это религия для общества. И политика для руководства многих исламских стран. И от того, что христианские страны не делают религию частью своей политики - исламские государства - делать этого не прекратят. Тем более что эффективность политики - в компромисе. Компромис между странами политического ислама - это вопрос потенциальных благ. Вы знаете много международных террористических организаций христиан? 95 террористических актов во всем мире совершается исламскими террористическими организациями. Ислам по своей природе агрессивен? Нет. Это не правда. Илам - миролюбив. Он учит смирению. Хизбалла. Талибан. Аль-Каида. Хамас. Сотни мелких организаций. Все это - реальность. Каждый день одни члены этих организаций - выходят на войну. А другие - ведут агитацию для выходя на войну. Через организации проходят миллиарды долларов.
Как же так? Если все знают, о том что фонд Мемориал или Московская Хельсинская Группа, возглавляемая гражданкой США - Людмилой Алексеевой - существуют на деньги фонда МакАртура, получающего средства через структуры государственного департамента США. То деньги на международный терроризм? Кто платит наемникам в Чечне? Кто платит членам Аль-Каиды? Кто оплачивает агитационные работы в Киргизии и Таджикистане? Угрозы ислама нет? Потому что у нас светское общество, уважающее все религии и все национальности во всем их многообразии? Это не верный ответ. Мусульманин, соблюдающий закон - достоин такого же уважения как и христианин, атеист. То же самое - и в вопросах этнического равноправия. Но исламская угроза - есть. Как сугубо экономическая, так и геостратегическая.
В недалеком будущем, когда произойдет объединение Ирана и ряда исламских стран в новую формацию - по всей Центральной Азии могут начать говорить 74ые... Говорить они будут громко и отчетливо. Не в США, не за океаном. А здесь. У России под боком. Те 74 которые частно можно услышать в Ингушетии. Те 74ые - которые еще недавно ежедневно трескотали в Грозном. Те 74ые, из которых стреляли в воздух революционеры в Оше. Те, из-за пуль которых ежедневно в Таджикистане гибнут солдаты национальной армии и бунтовщики.