Последний квартал 2011 года. Прогнозирование. Часть 1 Евросоюз.

Oct 11, 2011 18:19




Политические аспекты европейского экономического кризиса выражаются всё отчётливее. Страх и инертность, ощущение приближающейся пропасти ставят под сомнение казавшийся успешным нерушимым в 2007 году общеевропейский проект. Выросшие во время кризиса национальные интересы препятствуют укреплению Союза. Последний квартал 2011 года, несомненно, будет посвящен решению экономических аспектов европейского кризиса, но всё острее на повестке вырисовывается вопрос о логике и целесообразности сохранения нынешней структуры ЕС, вопрос напряженности между населением и элитами - политическими и экономическими.

Кризис ЕС опасен не только для ЕС. Он имеет все шансы выйти за пределы Европы. Несомненно, будут и не поддающиеся поверхностному не профессиональному прогнозу экономические движения,  которые окажут дестабилизационное влияние на ряд экономик. В том числе восточноазиатских. Экономику Китая в частности, уже страдающую от резкого падения цен на медь на 30 процентов. Россия будет искать способы использования неопределённости шаткой Европы для формирования новых экономических рычагов и плацдармов политического влияния.

Уровень заинтересованности в Евросоюзе снижается у многих стран - членов блока. Страны присоединившиеся к ЕС до 2000 года делали это, во многом чтобы сдержать амбиции Германии. Страны присоседившиеся после 2000 года, рассчитывали на то, что ЕС защитит их от влияния России и что ЕС предоставит им экономические блага. Ни у тех, ни у других удовлетворенности в этом смысле нет. Влияние Германии, не смотря на попытки Голландии, Великобритании и ряда других государств ограничить его - растёт пропорционально увеличению участия Германии в решении экономических проблем. Евросоюза в целом и Греции в частности. По другую сторону проблемы стоят страны, осознающие всю реальную шаткость ЕС, а значит возможность того, что они будут брошены на произвол судьбы и в том числе, как говорят в Эстонии - pahameele Venemaa, то есть на произвол России. Понимание это основывается и на том, какое раздражение у Западной Европы вызывает Греция, и на том, что в первую волну кризиса Евросоюз не приложил усилий для спасения Латвии, а было это частной инициативой Швеции.

Не смотря на то, что Германия доминирует в Евросоюзе с точки зрения спасательных финансовых операций и стратегий, не смотря на стратегическое партнерство с Россией в области энергетики и ограничении влияния США в Евразии - европейская экономика в целом стоит на месте. Недовольство Германией и лично Ангелой Меркель растёт, при этом, что касается канцлера, растёт оно и в самой Германии, так как она на взгляд своих коллег по партии, не говоря уже о партиях конкурентах уделяет политической составляющей жизни Германии непростительно мало место, не говоря уже о том, что миллиардные кредиты выдаваемые Германией всё сильнее обременяют налогоплательщиков.

Похоже, что только одна госпожа  канцлер в серьез настроена нести ответственность за судьбу Евросоюза. Страны участницы не только боятся завтрашнего дня, они ещё и ностальгируют по тем временам, когда не нужно было нести коллективную нагрузку, и каждый был сам за себя.

Наибольшими «зонами риска» для Евросоюза на данный момент являются следующие моменты:

1.       Кризис итальянского правительства. Сам факт того, что лидеры Демократической Партии ещё в августе 2010 года выступали в публичную поддержку Фашиста Джанфранко Фини, говорит и о глубине политического кризиса в стране и о том, что истеблишмент готов пойти на самые радикальные меры для того, чтобы уничтожить власть Берлускони. В отличие от датских ультраправых, проигравших левым в сентябре выборы в парламенте, и позволившим впервые за 10 лет сформировать социалистическое правительство, прошедший путь от абсолютно фашистской MSI до менее жесткого в риторике, но такого, же по своей сути Национального Альянса, Фини является фашистом настоящим, во всех смыслах этого слова. Попытка Фини придти к альянсу с Берлускони закончилась для него исключением из партии, и созданием новой (FSI). Все, в том числе и Фини играют на недовольстве и претензиях к Берлускони постоянно выражаемых рядом профсоюзов, обвиняющих Сильвио в том, что он пришёл к власти только для защиты своего собственного бизнеса и капитала от экономического кризиса. Война внутри Италии породила внешнюю, общеевропейскую критику, которая только усугубила ситуацию. Италия так или иначе воспринимается как один из столпов европейской экономики, и стол этот лихорадит в «самый неподходящий момент», если вообще для внутриполитического кризиса есть моменты подходящие. И хотя Сильвио предпринимает всё, для того чтобы стабилизировать экономику, проводит активные встречи с профсоюзами, а бизнес элитой, прислушивается к их рекомендациям, рейтинги надёжности, MIB, и многое другое - продолжает падать.

2.       Кризис временного правительства в Бельгии, который в отличие от ситуации в Италии не имеет перспектив к разрешению в виду абсолютного равного разделения внутри страны на предыдущих голосованиях. В данном случае, как например и в Молдавии, паритет сторон не заканчивается достижением эффективных договорённостей. В результате того, что у Бельгии до сих пор временное правительство, у государственной власти ограниченны возможности принятия принципиальных экономических мер. Соответственно нет возможности введения курса строгой экономии. Если в Бельгии начнётся глобальный кризис - то остановить его будет не менее просто чем в Греции, а кризис в Бельгии приведет к тому, что эпицентром нового урагана станет Северная Европа. Отставка Летрема с поста премьер-министра временного правительства 13 сентября этого года лишь подтверждает текущую опасность политического кризиса Бельгии, начавшегося без малого в 2007 году.

3.       Риск ипотечного кредитования в США, собственные банковские проблемы внутри ЕС, изнурившие банковскую систему Франции войны Саркози в Ливии, постоянное перекредитование не только французского, но и других правительств - всё это не закладывает в фундамент банковского сектора ЕС, ни одного грамма цемента, а лишь наоборот, разрушает его. Кризис банковского сектора приведет к кризису суверенного долга. И наоборот.

4.       Внутриполитическое давление на Меркель и правящую партию по отмене политики интенсивной поддержки Греции. Здесь всё прозаично. Если это произойдет, и Меркель будет вынуждена сдаться, хотя, похоже, что единственная форма сдачи, которую она приемлет это поражение на выборах в Германии, до которых есть ещё время, то Греция может пасть. И тогда все старания окажутся тщетными.

5.       Рассмотрение заявки Черногории на вступление в Евросоюз, вне кризисных условий не несло бы для стран участниц никакого скрытого подтекста. В условиях кризиса причём не только кризиса экономического, но и политического, этот фактор подтекстом обладает. Люди задаются вопросом - куда ж ещё то? Ведь и так очевидно, что общий уровень нагрузки не устраивает большинство стран, теперь к ним прибавится ещё и Черногория, экономика которой пусть и не является самым слабым звеном в ЕС, но и к стабильной её так, же отнести нельзя. Кризис в Черногории - обременение для ЕС. В случае же, если Черногория получит отказ, то это будет сигналом абсолютно для всех, что Евросоюз на грани распада.

Итак, мы имеем 5 ключевых факторов:

1.       Кризис правительства Италии, как страны, являющейся одним из столпов Евросоюза, снижает эффективную борьбу с кризисом.
2.       Кризис временного правительства Бельгии, как правительства, которое не в состоянии юридически проводить политику жёстких ограничений, что в случае экономического краха сделает Бельгию эпицентром кризиса в Северной Европе.
3.       Изнурённость банковской системы в ЕС множеством факторов, как опасность для банковского краха, за которым последует крах суверенных долгов многих стран в ЕС.
4.       Внутриполитические проблемы Германии, которые могут привести к снижению интенсивности поддержки экономики Греции.
5.       Заявка на вступление Черногории в ЕС, которая в случае утверждения повышает риск недовольства сильных экономик от увеличения обременения, в случае отказа повышает риск распада ЕС.

Календарь ключевых событий, связанных с пятью пунктами:
1. 12 октября Еврокомиссия должна опубликовать отчет о выполнении Черногорией рекомендаций для вступления в ЕС.
2. 17-18 октября встреча  глав правительств Евросоюза. Тема обсуждения - банковский кризис.

Италия, кризис в Греции, Бельгия, кризис, внешняя политика, Меркель, кризис в Европе, Россия, Франция, Ангела Меркель, Черногория, Германия

Previous post Next post
Up